?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Питер. Май. 2016. 67

Если мир целое, то в чем связь? Воронихинский собор из местного пудожского камня не слабее колоннады Лоренцо Бернини, которой тот украсил Собор святого Петра в Риме. Крепостной Строгановых, Андрей Никифорович, развернул полукругом колоннаду, выведя ее непосредственно из невеликого «тела» собора. У Бернини такого выведения из самой постройки не существует, и вот: «И храма маленькое тело одушевленнее стократ гиганта, что скалою целой к земле беспомощно прижат». Вспоминаю главное здание Ватикана - а стремления в небеса нет. Сначала вниз оседает масса основного здания, потом туда же «сползает» барабан и, наконец, предательски, купол отказывается служить куполом. А у Воронихина - дух его, воплощенный в великолепной постройке. Оттого, что Собор святого Петра делали долго и разные люди. Несколько великих талантов в одном предмете «уживаются» с трудом. Все капризные, особенно заказчики, что оплачивают услуги. Уж на что умна была тетка Екатерина, а бессмертное творение бедного крестьянского парня не оценила, и жизнь мастера прервалась.
Сижу на лавочке, в скверике, перед Казанским. Молодежь валяется на травке. Бьет вода из круглого фонтана. Задрал штаны, смотрю, что с ранами на ногах. Зарубцевались. Вот благотворная сила искусства. Если можно валяться, обнимаясь лениво, на газонах, то почему нельзя выставить под ультрафиолет язвы? Слушаю шум воды, болтовню отдыхающих. За лавочкой беседуют двое лежащих: «Вроде, на нефть цена выше пятидесяти подскочила. Глядишь - наша фирмешка оживет», - один. Другой: «Брось. Кто печатает зеленое бабло, тот и миром правит. Если другие социумы - бараны, то и соглашаются на «бумажный» развод. Боятся. Думают, что у америкашек армия. У них - всего пятьдесят четыре самолета, способных нести ядерное оружие. Более сорока - старье, боинги, выпущены в пятидесятые годы. То же и с подлодками. Ржавые авианосцы. Страна трастовых мошенников, непостоянные людишки с противоречивыми интересами. Когда кто в лес, кто по дрова, обязательно все развалится...».
Отвлекаюсь. Думаю: «Что меня связывает с Китаем или с Хиллари Клинтон. Знания - я о Хиллари слышал, она обо мне - нет. То же с Ден Сяо Пином. Вот рамочка: знаю - не знаю. И много еще чего. Кто-то пишет музыку. Из-за отличной музыки идет «ускорение». Кто-то из-за опосредованного воздействия этого факта сумел придумать цветной телевизор, а цвет с движущимся изображением в каждом доме, это…».
Старческий крик: «Бесстыжие, твари, разлеглись посреди города, у святого храма, а там - сердце Кутузова. Ни стыда, ни совести», - старуха в теплом платке стучит по дорожке обтесанной палкой, замещающей трость. Двое, размышляющих о долларе и нефти, ржут. Однако, встают и медленно отходят подальше. И снова устало валятся на травку. Все остальные на вопли не обращают внимания. Старуха плюхается рядом, недоверчиво косясь на мои волосатые ноги. Волна запахов свидетельствует о давно нестиранном белье пожилой гражданки. - «И что во всей нелепости общего? Гегель - абстрактных истин не бывает, истина всегда конкретна. Бакст, Дягилев, Фокин создали важнейший элемент «пластической мелодии». Мотив, конкретнее, стиль мышления - может, все это объединяет, придает смысл?
Существуют в балете три вещи, что созданы русской цивилизацией: классический балет Петипа, Иванова, Чайковского; конкретный танец Фокина, Дягилева; танцевальный симфонизм Лопухова (после Октябрьской революции). Взбодрили Европу. Америке было, что стырить. У Петипа - привязка к движению, умение «записать танец» (что и означает слово «хореография»). А у Лопухова (даже не у Дягилева, который лишь предложил «вектор») танцем пишут. В человеческом все зависит от движения (бессмысленного или осмысленного). Двигаются чувства, мысли, тем более - тела. Неподвижность тела, мысли, чувства, как отдых или отход, нежелание движения. В России балет велик оттого, что здесь, как нигде, обращают внимание на движение человеческого тела. В каждом жесте, без слов, ищут смысл. А уж когда жесты соединяются в движение или в сочетание движений - здесь телодвижения поднимаются на уровень второго языка. Китай: одни и те же движения тысячелетиями господствуют в театре. То же в классическом индийском танце. И лишь в России создана культура постоянной трансформации телодвижения. Не успел Петипа создать оконченную систему классического танца, как тут же Стравинский со своим «Петрушкой» и едкий Фокин, высмеивающий Петипа. В Кировском театре Лопухов революционно остановил дрязги дягилевцев с классическим балетом и ставил балет не на сюжет, а на музыкальное произведение. А тут его «пластический мотив» соединяется с усилиями Воронихина, создавшего культовое здание, улетающее в небеса. Как ракета «Восток» с Гагариным на борту. Как же далеко маленькому «Старому свету» до подобных достижений в едином «пластическом мотиве», объединяющем воедино все. Мы другие, оттого что «реперные» точки в «мотиве» создаем мы».

Tags:

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner