?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Питер. Май. 2016. 62

Левое движение опадало шелухой партий, общественных инициатив и движений. На «острие» оставались немногие. Тем опаснее раскаленный кончик. Сначала - Плеханов. Отцвел, похож на кабинетного профессора. Разночинцы - «Народная воля» - «Черный передел». Террор «эсеров» страшен, разящ, да не в то место «тыкались». Отлетели меньшевики, бундовцы, трудовики. Анархисты - остались на передовой. Повыкосило большевиков. В литературе, живописи, музыке - та же канитель. «Передвижников», словно народовольцев, оставили за «бортом». А у модернистов? Тянули назад Рябушкины, Васнецовы. Передовыми считались Лансере, Бенуа, Сомов, Бакст. Не Нестеров, не Кустодиев. Отдельно стояли Фешин, Малявин. Люди «острия» колебались. Муки Серова: то Домотканово, то царь, срисованный с фотографии, то Ида Рубинштейн. Но у Серова учитель Репин, да Чистяков оказал неизгладимое влияние. Сомов, Добужинский, Остроумова-Лебедева, Серебрякова, Бенуа, Лансере - более цельны. Даже Билибин с Борисовым-Мусатовым сколочены крепче.
Бакст вибрировал недолго, идя по стопам Серова. Портрет Толстого традиционен. Чистый Ге. Лохматый, бородатый, с маленькими глазками. К старости тщеславен. Кто только ни рисовал автора «Анны Карениной»! Даже Бакст. А он и не против. Глубокий реализм образа Головина (смахивает на современного беллетриста Юрия Полякова). Волосы слегка вьются, широкое лицо, глазки - целовальник из дорогого трактира. Хороша Гиппиус. Традиционно нарисована жена - Гриценко. Изображая дочь Марию, Леон явно соревновался с Серовым. Хотел сделать что-нибудь посильнее «Девочки с персиками». Знаменитый, лучший из всех, портрет Дягилева с нянькой, сидящей на стуле. Блестящий портрет Бенуа.
Рисовальщик неплохой. Большинство образов создано карандашом, углем, сангиной. Остался бы Леон навсегда несколько нетрадиционным живописцем у господ в приживалках. Писал бы хозяев за хорошие деньги. Бродил бы среди лесов, полей, озер. Закончил бы, как и Нестеров, «Видением отрока Варфоломея». Что-то случилось, «вынесло» Леона на «острие». В 1907, после совместной поездки в Грецию, Серова отбросило с «передовой» в архаику. Не только «Похищение Европы», но и росписи особняка богатого купца Носова: жестокие Аполлон и Диана занимаются избиением камнями.
Бакст «рванул» дальше. Он да Дягилев раньше других в Европе уразумели: родилась иная скорость воплощения идей в жизнь. Быстрота кинематографа «взрывала» медлительный ритм «выписываний» картин «по-старому». Прежними полотна уже не могли быть. «Развоплощение» обрело чудовищную живость: только было тело и - нет его. Знаменитый бакстовский «Ужин». Вот он, передо мной. Как у Эль Греко, все вертикально, тягуче, гибко. Словно ветер колышет лозу. Дама - змея. Не улыбка, а ждущий момента для броска пронзительный взгляд. Обворожение смерти. Подол черного платья женщины расположен художником на полу так, словно это не ткань, а лужа загустевшей крови. «Развоплощение» проходит не через зрение. Это механизм, мясорубка, пожирающая и перемалывающая либретто, танцы, ткани, дерево, спектакли. Куски дымящегося, как сырое мясо, времени кромсаются ножами необходимости, условности. Рукоятку агрегата крутит бурный поток перемен. Сочиняют балет - две постановки и новое действо. Кто вспомнит, куда делась дягилевская постановка пьесы «Эдип из Колонны»! А ведь остались необычные костюмы Бакста. Приходит мысль: костюм как отражение эпохи. Рисунки на ткани, как гипнотизирующее вещество, то убаюкивающее, то возбуждающее. Вот легендарный задник на сцене театра Комиссаржевской - под названием «Рай». Странен этот «элизиум» - бледно-зеленый, туманный, тающий, словно легкая дымка.

Tags:

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner