?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Питер. Май. 2016. 61

Теотокопулос людей писал истонченных. Вот-вот - и в небо. Душа - вверх, вниз, но уже после. Материя превращается в дух. Не рай со страшным судом важен (хотя вещи занятные). Человеку интересно «развоплощение» (в нем и мертвая плоть, и чистая духовность). Жизнь - смерть. Так было у Рафаэля - «Мадонна» из Дрездена - откат к материальному. Святая - и прекрасная, чувственная женщина. Еще приодень (а по-современному, и подкрась) - вот и Жанна Самари. Теотокопулос - чуть моложе ватиканского кудесника кисти. Однако не к земному, а движение к духу. «По вертикали», вектор движения к небесам. И не в плоть влюбленному, а в неуловимый возвышающий факт - движение на небеса. Потом Мунк в «Крике» скажет всю правду о гениальном греке. Изможденные, тающие, вытянувшиеся в струну, святые и евангелисты. Грек знал, что горнего мира не существует и дурачил всех картинами, на которых герои приготовились в полет к бесплотности. Рисовал Филиппа II, а также одного из самых ужасных «духовников» своего времени: Ниньеса де Гевару, который с 1599 по 1602 занимал пост главы испанской инквизиции. Эта «высокодуховная» тварь (а художник его друг) спалила на костре сотни, покалечила в пытках тысячи.
«Переход» есть. Но у него нет завершения. Можно «истончаться» сколько угодно, но только вокруг духовной плоти. У Мунка на фоне кровавого заката извивается человекоподобный обрубок без лица. Лишь рот чудовищно раззявлен. Творцы XX-го века убили искусство безжалостным «проговариванием» до конца. Теотокопулос избегал «последнего проговаривания». Уходит в туманную мифологию, на несколько столетий назад («Погребение графа Оргаса», церковь святого Фомы, Толедо). Друг Гевара все про Никаса понимает. Ежедневно видел, как на дыбе «ломаются» сильные люди, женщины и мужчины. Он заглядывал в их глаза, полные ужаса. Никас Теотокопулос сдался заранее, «подстелив соломку». Де Гевара понимал: подвесь живописца, как свинью, над медленным огоньком жаровни, и вся еретическая мысль брызнет из глаз под нечеловеческие вопли. Художник воспринял ужас процесса «развоплощения». Инквизитор разумел про движение на путях «развоплощения». Эта тайна делала инквизитора и творца «друзьями».
Священнику нужен «камертон» страдания. Вбитые в «испанские сапоги» грешники мучились по-разному. Но как определить интенсивность страдания (выдержит до установленного предела издевательства или порог терпимости будет низок)? Тут нужен тонкий настройщик, дающий одну для всех ноту «ля» в самом начале.
Рафаэль «сидел» в промежутке так же, как бывший греческий богомаз. Был моложе, не водил дружбы с мясниками. Ласково вбивал в мозги отравленные «гвозди» Мадонны - но, она же чувственна (святость - прелесть). Будоражила Федора Михайловича порочная изюминка дрезденской Девы Марии. Гольбейновский синюшный Христос ему неинтересен: труп и есть труп. Но и его, как инквизитора, приводила в тайный восторг «мука» плоти, неоднозначность. Красиво-некрасиво - вторично. Первично - разворачивается ли двойственность в процессе.
Русский язык - язык процесса. Основа в нем не существительное, а глагол. Движение и его отглагольные выкрутасы. Умница Гоголь: торговля «мертвыми душами» (нет ничего абсолютного - жизни, смерти; относительность всего - не движение даже, а «скольжение»). Роман страшен, а концовка-то какова: «Русь-тройка, куда мчишься ты, неизвестно». Снова движение в конце: «К нам едет ревизор». Европейцы цепляются за соломинку логики (изобрели греки). Русские плывут и ни за что не цепляются. Без «птицы-тройки», в трагическом понимании, не было бы Нечаева, Каракозова, Каляева, Плеханова, Саши Ульянова. Не было бы и Бакста с Серовым. Видевшие «Афинскую школу» Рафаэля, узреют железный рационализм в построении композиции. Вот тебе и «Безбородый Иосиф». Пушкин прожил столько же, как и Рафаэль. Художники России, - люди перехода. Знают, про что картина Мунка, но «вопить» последним «ужасам» не станут. Зачем вопить, если вот он, ужас, длится и длится. Охрипнешь вопя! Праздники со слезами на глазах. Свадьба с надгробными бабскими завываниями.

Tags:

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner