i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2016. 61

Теотокопулос людей писал истонченных. Вот-вот - и в небо. Душа - вверх, вниз, но уже после. Материя превращается в дух. Не рай со страшным судом важен (хотя вещи занятные). Человеку интересно «развоплощение» (в нем и мертвая плоть, и чистая духовность). Жизнь - смерть. Так было у Рафаэля - «Мадонна» из Дрездена - откат к материальному. Святая - и прекрасная, чувственная женщина. Еще приодень (а по-современному, и подкрась) - вот и Жанна Самари. Теотокопулос - чуть моложе ватиканского кудесника кисти. Однако не к земному, а движение к духу. «По вертикали», вектор движения к небесам. И не в плоть влюбленному, а в неуловимый возвышающий факт - движение на небеса. Потом Мунк в «Крике» скажет всю правду о гениальном греке. Изможденные, тающие, вытянувшиеся в струну, святые и евангелисты. Грек знал, что горнего мира не существует и дурачил всех картинами, на которых герои приготовились в полет к бесплотности. Рисовал Филиппа II, а также одного из самых ужасных «духовников» своего времени: Ниньеса де Гевару, который с 1599 по 1602 занимал пост главы испанской инквизиции. Эта «высокодуховная» тварь (а художник его друг) спалила на костре сотни, покалечила в пытках тысячи.
«Переход» есть. Но у него нет завершения. Можно «истончаться» сколько угодно, но только вокруг духовной плоти. У Мунка на фоне кровавого заката извивается человекоподобный обрубок без лица. Лишь рот чудовищно раззявлен. Творцы XX-го века убили искусство безжалостным «проговариванием» до конца. Теотокопулос избегал «последнего проговаривания». Уходит в туманную мифологию, на несколько столетий назад («Погребение графа Оргаса», церковь святого Фомы, Толедо). Друг Гевара все про Никаса понимает. Ежедневно видел, как на дыбе «ломаются» сильные люди, женщины и мужчины. Он заглядывал в их глаза, полные ужаса. Никас Теотокопулос сдался заранее, «подстелив соломку». Де Гевара понимал: подвесь живописца, как свинью, над медленным огоньком жаровни, и вся еретическая мысль брызнет из глаз под нечеловеческие вопли. Художник воспринял ужас процесса «развоплощения». Инквизитор разумел про движение на путях «развоплощения». Эта тайна делала инквизитора и творца «друзьями».
Священнику нужен «камертон» страдания. Вбитые в «испанские сапоги» грешники мучились по-разному. Но как определить интенсивность страдания (выдержит до установленного предела издевательства или порог терпимости будет низок)? Тут нужен тонкий настройщик, дающий одну для всех ноту «ля» в самом начале.
Рафаэль «сидел» в промежутке так же, как бывший греческий богомаз. Был моложе, не водил дружбы с мясниками. Ласково вбивал в мозги отравленные «гвозди» Мадонны - но, она же чувственна (святость - прелесть). Будоражила Федора Михайловича порочная изюминка дрезденской Девы Марии. Гольбейновский синюшный Христос ему неинтересен: труп и есть труп. Но и его, как инквизитора, приводила в тайный восторг «мука» плоти, неоднозначность. Красиво-некрасиво - вторично. Первично - разворачивается ли двойственность в процессе.
Русский язык - язык процесса. Основа в нем не существительное, а глагол. Движение и его отглагольные выкрутасы. Умница Гоголь: торговля «мертвыми душами» (нет ничего абсолютного - жизни, смерти; относительность всего - не движение даже, а «скольжение»). Роман страшен, а концовка-то какова: «Русь-тройка, куда мчишься ты, неизвестно». Снова движение в конце: «К нам едет ревизор». Европейцы цепляются за соломинку логики (изобрели греки). Русские плывут и ни за что не цепляются. Без «птицы-тройки», в трагическом понимании, не было бы Нечаева, Каракозова, Каляева, Плеханова, Саши Ульянова. Не было бы и Бакста с Серовым. Видевшие «Афинскую школу» Рафаэля, узреют железный рационализм в построении композиции. Вот тебе и «Безбородый Иосиф». Пушкин прожил столько же, как и Рафаэль. Художники России, - люди перехода. Знают, про что картина Мунка, но «вопить» последним «ужасам» не станут. Зачем вопить, если вот он, ужас, длится и длится. Охрипнешь вопя! Праздники со слезами на глазах. Свадьба с надгробными бабскими завываниями.
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments