i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2016. 60

Звукотехники говорят о стереозаписи: бинауральные, матричные, трифонические, квадрафонические, амбиофонические, псевдостереофонические - вот сколько способов приближения к естественному восприятию ухом звука натурального возможно посредством технических средств. Но есть исток стереофонии – живое многозвучие. Многоголосие, разнотональность естественного человеческого существования способно воспроизводить только одно устройство - гениальный человек. Он транслирует потрясающую музыку на большинство населения. Люди, в массе своей, монофоничны, одноканальны. Огромные усилия прикладывают хозяева ситуации к тому, чтобы такими простенькими они и оставались. Лишь в России Великий Октябрь (Россия - самая свободная страна в мире, - заявил в апреле семнадцатого Ильич) раскрыл возможности сделать большинство населения исторически стереофоничным. На тесненьком Западе от естественности шарахаются, как от чумы. «Звук внутри головы» постарались там и «законопатить». История давняя. В.А. Моцарт в партитуре оперы «Идеменей» записал: «Звуки тромбонов и валторн должны исходить из-под сцены. Чудовище голосит со дна морского Идеменею, что глас сей - глас богов. Надрываются два тромбона и валторны. Звуки идут из-под сцены. Страшно, глухо, грозно».
Россини в «Вильгельме Телле» - валторны гудят справа, слева, за спиной слушателей. Имитация звуков охотничьих рогов потрясающая. Отличный гармонайзер Н-3000 фирмы «Эвентайд» (США). Стереоколонки «Марантц». Пульты фирмы «Ямаха». В ушах - кайф. Кайфующие абсолютно тупы в восприятии «стереофонии» истории. Американцы в большинстве не ведают, где находится Украина. У нас режим исковеркал сознание более преступно: четверть населения считает солнце планетой, вращающейся вокруг земли. Молодые люди ничего не знают о Космодемьянской, Матросове, Гастелло. Половина россиян считают, что личное - важнее общественного. Сравните манифесты «Мира искусства» и «Апрельские тезисы» Ленина. Общая мысль. Ленин: «Доверчиво-бессознательное отношение народа к правительству», «несомненная добросовестность широких слоев массовых представителей революционного оборончества», «особые условия партийной работы в среде неслыханно широких, только что проснувшихся к политической жизни, масс пролетариата». «Мирискусники» - интеллигенция, задавленная официальным бюрократизированным церковным и гражданским чиновничеством, нуждается в культурном творческом воздействии, с точки зрения новых форм искусства. Ленин - левое ухо. Дягилев - правое. Сочный стереоэффект. За каждым - великолепная команда бойцов (Бакст внешне похож на Луначарского).
Мелодия - одна: люди, как правило, рассуждают: барин приедет - барин рассудит, а мы подождем, чтобы примкнуть к победившей стороне. Ленин - Горький - Луначарский: врезаться в сознание, в чувства деидеологизированной массы, заставить дело делать. Дело революции. Дягилев - Бакст - Стравинский - Бенуа - Лансере - Фешин: взорвать замыленные каноны (в том числе и передвижников-народовольцев). С новыми людьми и формами - на Запад. А с Запада - в Россию. Страна лидирует в выпуске паровозов, в ее армии больше боевых самолетов (в том числе единственное в мире подразделение бомбардировщиков) - а балет недостижим ни по мастерству, ни по изобретательности, ни по классу исполнителей. Нижинский, Лифарь, Павлова - это вам не «фунт изюма». Гений Шаляпина - штука не менее сильная, чем бомбардировщик «Илья Муромец» Сикорского. Россия - страна-агрегат, дающая человечеству уроки и настоящее удовольствие от «стереофонии» истории.
Дурак, кто думает: «Левый, ленинский, канал в ушах «сдох». Идиоты, что не желают прислушиваться к «правому» каналу «Мира искусства». Упрощение, конечно. В наших полях, лесах, снегах мощно гудят и иные «каналы». Даже не «квадрофония». Звучат «передвижники», Академии, литераторы, поэты, инженеры, хозяйственники, первопроходцы. Многоголосие народов.
Все же: «Апрельские тезисы» Ленина, «Древний ужас» Бакста. В начале двадцатого века - слом, бедлам, хруст костей, вопли. На Востоке, как оказалось, были люди, которые уже создали новую систему «воспроизведения» звуков тяжелейшей, кровавой эпохи. Новое в политике, революционное в искусстве неразрывно связаны. Родились в век гужевых повозок, скончались в век лайнеров. Начинали схоже: юрист-адвокат Ульянов. Леон Бакст - ухищрениями выбрался из-за черты оседлости. Женился удачно на дочери магната Третьякова-Грищенко. Писал ради денег («Встреча адмирала Федора Карловича Авена в Тулоне»). В 1903 году принял православие. А потом Ульянов - в тюрьму и ссылку. Бакст развелся с дочкой магната (а ведь писал ее удачные портреты) и - в Париж, в мастерскую Жерома. Эренбург, примерно в то же время (1910), в Париже познакомился с Ильичем, бывал на квартире у парка Монсури (Ленин прозвал его «Илья Лохматый»). Забросил политическую эмиграцию с ее склоками и пустился по закоулкам парижской богемы. А Бакст уже там был - с Пикассо и Клодом Дебюсси.
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments