Актеры впервые в России обретают «звездность» (Ханжонков приглашает сниматься в кино). Культурная деятельность - традиции дедушки Крылова. Выпьет баснописец крепко, засыпает в благородных собраниях, а графы да князья: «Тише, тише, Ивана Андреевича разбудите!» Всеволожский (вокруг которого вращался Дягилев) - что-то подобное. Сидят, закусывают у императрицы Марии Федоровны. Пост. Скоромное. Несут картошку да квашеную капусту. Всеволожский отказывается от капусты, тертой моркови, репы, черного хлебца. Императрица: «Отчего не кушаете скоромного? Не православный?» Директор театров: «Я-то православный, а брюхо мое - протестант».
Легкие шутники. Хорошо вычисляли тех, кто «надеялся на «авось». Подсылали вертких Сергеев. Давали денег. Итог: Бородин, великая опера «Князь Игорь». Ставят в театре. Сергей Павлович импозантен, бесстрашен. Требует: «Арию князя «О, дайте, дайте мне свободу!» исключить(!) при исполнении на публике!» - «Отчего же, Сергей Павлович?» - спрашивают удивленные заинтересованные. - «А оттого, - в ответ, - что слишком она итальянизирована!»
Русская речь оформляет внутренний мир человека. Русская музыка, словно порох, «взрывает» человеческие чувства. Возле ключевых, для существования, явлений оказываются Бенуа, Философов, Стравинский, Фокин, Дягилев и Бакст с Сомовым: «Мы несем русскую культуру западному зрителю и слушателю, мы сближаем в благородном порыве культурного творчества народы», - провозглашают Бакст и Дягилев. Что возразить? Культура, творец, при всеобщей русской безграмотности, - «священная корова» для окончивших два класса церковно-приходской школы (в этом отношении интересен Сережа Есенин).
Профессионалы знают: в искусстве правило «действие равно противодействию» работает с увеличением. На Запад отвезешь одну десятую, а оттуда (в том числе и гнилье) получишь на девять десятых. Репин понимал. На Брюлловском юбилее, в Академии художеств (1900 г.), Илья Ефимович, отстаивая русское, превозносил Карла Брюллова, восхищался «Последним днем Помпеи». «Мир искусства» обрушился с критикой. Репин ответил письмом в наступательном стиле: «Речь моя не была записана, а потому теперь она, по нравам мелкой прессы, предоставляет неограниченное место для свалки нечистот» (газета «Россия»).
Гламурный «Мир искусств» - мелкая бульварная пресса. Авторы - разносчики мусора и нечистот. Каково! «Мирискусники» (кто, собственно, такие?) вновь обрушились на мастера. Самое мерзкое в мещанстве то, что всегда найдется человечек, который выскочит на поверхность, изобразит «пофигизм» и - давай раздавать оплеухи и левым, и правым. В России наплодилось множество подобных персонажей. Например, умелый и беспощадный карикатурист Паша Щербов, ныне забытый. Сегодня же – Невзоров с Белковским.