i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2016. 56

Брат ушел рано. Работа. Обещал забежать в Русский музей. Билеты на выставку Леона Бакста. А еще - цирк в работах русских и советских художников. Сказано: «Жизнь - театр». Времени на представление отведено мало. Многие чувствуют, егозят, обостряют течение действия. Случаются подвиги, не сравнимые ни с какими фокусами. Некоторые, понимая тщетность усилий: тлеют по монастырям, успокаиваясь грядущим бессмертием. Подавляющее большинство предпочитает наблюдать за сознательно спланированными обострениями представления. Человека расчленили пилой, а он оказался жив, но как-то по-дурацки: отдельно шевелится голова, руки. Вторую часть тела катят на роликах, а ноги шевелятся. Дядька идет под куполом на канате. Замерли зрители. Тишина. Вдруг рухнет, покалечится, убьется. Зевака в ужасе ахнет, пойдет домой есть сосиски. А тигры со львами? Ожидание кровавых развязок, сконцентрированных в круге, при стечении народа. Облегченный вариант гладиаторских битв и беспощадных коррид. Некоторую легкость тяжелому действию придают музыканты, клоуны. Эти ряженые омерзительны. Нравятся жестоким деткам. Нормальное дитя, увидев размалеванную рожу, расплачется. Цирк - довольно жуткое дело. Дрессировщики обезьян, пуделей, кошек особо любят намекать на сходство человека и животного.
Я «мальчик» жестокий. Мне нравится цирк. Особо впечатляются насыщенным безобразием интенсивные «отражатели» - художники. Средства наблюдения у них не велики (не фотоаппарат, а кисть и холст). Выхватывать приходится существенное. У них не просто цирк как жестокое искажение, а искажение искажений. Намерен каждую «цирковую» картину «общупать» взглядом.
А Леон Бакст с другом Дягилевым - не жестокие ли циркачи? Свой цирк назвали «Миром искусства». В Питере трудно избавиться от Бенуа. Так же, как от творений Растрелли или Росси. В 1898 году Дягилев с другом Философовым приехали в Москву, «соблазнять» тамошних «заскорузлых» выпускников художественного училища. Питерцы ринулись в бой против «передвижников». Были поддержаны Серовым, Коровиным, Левитаном. Московские ребята и сами начинали потихоньку «отгребать» от Шишкина, Сурикова, Репина, Перова, Ярошенко: «Не слишком ли мрачно идеалогизируем?» - вопрошали они. Тут появились «ловцы душ человеческих», провозгласили: «Правильно сомневаетесь. Старье. Один Репин - мастер. Да и то в одной работе - «Крестный ход в Курской губернии». Поленовы и прочие - туфта».
Дягилев, словно черт из табакерки, ужасно напоминал нездоровой пронырливостью Парвуса (Гельфанда). Темна его история. Хорош собой, самоуверен, импозантен. Не почувствовали москвичи, что намечается грандиозное цирковое представление. Бенуа будто бы был чиновником по особым поручениям в чине губернского секретаря при князе Волконском. Тот недолго был директором Императорских театров. Как только убрали предыдущего директора, Всеволожского, тут и нарисовался нужный человечек, который способен был пролезть в игольное ушко, но добиться поставленной цели. То же было и при Теляковском. Сережа всем был страшно необходим. Цирковой мажордом. Отчего никто в русской литературе не написал книжку про бесов на примере «Мира искусства». Журнал в отличном исполнении. Особо привлекало художников качество репродукций картин - клише заграничные, великолепные, там же и изготавливались. Гениальный Репин чертовщинку учуял, отважно вступил в сражение. Бесовство, нашедшее воплощение в творениях Бакста и Бенуа, понял Бугаев (А. Белый), попытавшийся изобразить нечистого в странном романе «Петербург». Блок же плыл по течению, несла его волна символизма на Запад. Сражение получилось не менее мощное, чем противостояние Иоанна Кронштадского и Льва Толстого.
Tags: Питер
Subscribe

  • Сундучок зеваки. 124. Кода

    Может, скоро придут, чтобы грохнуть придурка… Что тогда доведется в ночи ворковать? Перед тем, как начнет острым ножиком чурка Мою шею и…

  • Сундучок зеваки. 123. Нежданный дуэт

    Бывает, играю немного На струнах усталой души, Вот струнка бежит, как дорога, В лесной, заповедной глуши. Мой внутренний дом не гитара, Но…

  • Сундучок зеваки. 122. Дорога номер «ноль»

    Скатаю клок переживаний В скрипучий жгут глухой тоски. Ни стонов громких, ни рыданий, Чтоб только ярость, как тиски Зажала сердце, и томленье Росой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments