?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Питер. Май. 2016. 53

Прокофьев, лысоватый, с тонкой, беззащитной шеей, имел легкую оправу на очочках. В простоте выставлял роллингов против битлов. Шостаковича против Прокофьева. Кто знаменитей? Сергей Сергеевич, будучи студентом (что редко), «врезал» своим концертом для фортепиано с оркестром. Работа хороша, оценена таким мастером, как Глазунов. У Дмитрия Дмитриевича очки в тяжелой оправе, в теле отсутствует нелепая «разбалансированность» шеи, головы и конечностей. В Ленинградской консерватории на диплом Шостакович выдвинул «Первую симфонию». Оба - под влиянием Нововенской школы (Стравинский, Скрябин, Бела Барток).Сергей Сергеевич тощ, как создатель американской атомной бомбы. Дмитрий Дмитриевич - вылитый кандидат физико-математических наук. Кто лучше - роллинги или битлы - так и не решил. Что касается второй пары, чуть-чуть «перетягивает» Шостакович. Оба композитора не понимали, как можно смешивать партийность, идеологию, мелодию. Но оба бунтарствовали в меру, не желая услаждать слух обывателя сарабандами, гавотами и душещипательными романсами. Душещипательность высочайшего уровня свойственна Чайковскому («Первый концерт для фортепиано с оркестром»). Русские обожают душещипательность и красивость. Мелодия, что сразу по сердцу, - голая, ошеломляет слушателя, как неожиданно раздевшаяся девушка, желающая физической ласки и сама ласкающаяся. Она плачет, умолкает, рыдает. С ней ничего нельзя поделать. Сила звучной запоминающейся фразы трудно уловима партийными мудрецами. Мелодия может стать вульгарной, развратной девкой. Но она всегда - женщина. Время такое - переизбыток вульгарных сочинений. Мелодия «выдиралась» из стальных лап церковного канона. Монахи приходили в ужас от смело напевающих охальников. Красоту звучаний били догмами, сословными условностями, предпочтениями, капризами государственной власти. Что формализовать? Чему придавать движение? Уже написал «Рассуждения о методе» великий Декарт, рациональное безбожие шествовало в головах. А вот брал книгочей и безбожник скрипочку, наигрывал простенькое, и слеза катилась по щеке.
Декарт - век семнадцатый. Картезианство в музыке - конец девятнадцатого-начало двадцатого века. Музыка, пронизанная рациональным началом - ее умирание, конец. Разложение также бывает великим, рождает титанов. Бунтари в России музыкально дремучи. Внешние условия суровы (не до жиру, выживать нужно, готовиться к войне, воевать на износе сил), а мелодичность - интимная отдушина. Когда проваливалась в тартарары церковь с непорочной девой и недотепой Иосифом, когда, как беспощадный зверь, скакал по пути прогресса разум, то по сторонам брызги крови - секты, лжепророки, гипнотизеры, фокусники на костях великих религий. Загоняли в «угол» красивость, проникновенность, простоту - визг эстрады, рок-н-ролла и электронных изысков. Хотелось интима («У самовара я и моя Маша, а на дворе совсем уже темно»). Вместо этого - вожди неведомого, непривычного мира звуков, ребята с лицами ученых-физиков. Гении распада эпохи романтической мелодии. Владимир Владимирович Маяковский в восторге от сочинений Прокофьева. Крайняя энергия (как у Ленина в политике). Сам Ильич в музыкальных пристрастиях традиционен (мать приучала к великой властности музыки). Мне кажется, вождь побаивался ее силы. Жадно набросился на кинематограф (любое, самое бессмысленное кино - бомба, кинопленка - бикфордов шнур). В недоумении, «выпали» Сергей Сергеевич и Дмитрий Дмитриевич в реальность. Вопрос: «Чего им от нас надо?» И вот Сергей Сергеевич сочиняет «Петю и Волка», смягчает удары от коллег-мелодистов многочисленными детскими произведениями.
Дмитрий Дмитриевич выдает великолепную «Песню о встречном». Ильич любил кино. Прокофьев - кантата «Александр Невский». И героика, и народ. А уж Шостакович работал для кино и в кино беспрерывно. Кто получил Сталинскую премию за музыку к кинофильму «Встреча на Эльбе»? Шостакович. Тихон Хренников ругал Прокофьева с Шостаковичем не потому, что были они «антисоветчики». В музыкальной сфере Советский Союз долго бился за традиционную мелодию, не пускал музыкальное «картезианство» на наши просторы. «Биться» против Сергея Сергеевича и Дмитрия Дмитриевича было бесполезно. Просто эти композиторы были из другой Вселенной.
Вечером в Мариинке меня ждала «Золушка» Прокофьева.

Tags:

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner