i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Питер. Май. 2016. 53

Прокофьев, лысоватый, с тонкой, беззащитной шеей, имел легкую оправу на очочках. В простоте выставлял роллингов против битлов. Шостаковича против Прокофьева. Кто знаменитей? Сергей Сергеевич, будучи студентом (что редко), «врезал» своим концертом для фортепиано с оркестром. Работа хороша, оценена таким мастером, как Глазунов. У Дмитрия Дмитриевича очки в тяжелой оправе, в теле отсутствует нелепая «разбалансированность» шеи, головы и конечностей. В Ленинградской консерватории на диплом Шостакович выдвинул «Первую симфонию». Оба - под влиянием Нововенской школы (Стравинский, Скрябин, Бела Барток).Сергей Сергеевич тощ, как создатель американской атомной бомбы. Дмитрий Дмитриевич - вылитый кандидат физико-математических наук. Кто лучше - роллинги или битлы - так и не решил. Что касается второй пары, чуть-чуть «перетягивает» Шостакович. Оба композитора не понимали, как можно смешивать партийность, идеологию, мелодию. Но оба бунтарствовали в меру, не желая услаждать слух обывателя сарабандами, гавотами и душещипательными романсами. Душещипательность высочайшего уровня свойственна Чайковскому («Первый концерт для фортепиано с оркестром»). Русские обожают душещипательность и красивость. Мелодия, что сразу по сердцу, - голая, ошеломляет слушателя, как неожиданно раздевшаяся девушка, желающая физической ласки и сама ласкающаяся. Она плачет, умолкает, рыдает. С ней ничего нельзя поделать. Сила звучной запоминающейся фразы трудно уловима партийными мудрецами. Мелодия может стать вульгарной, развратной девкой. Но она всегда - женщина. Время такое - переизбыток вульгарных сочинений. Мелодия «выдиралась» из стальных лап церковного канона. Монахи приходили в ужас от смело напевающих охальников. Красоту звучаний били догмами, сословными условностями, предпочтениями, капризами государственной власти. Что формализовать? Чему придавать движение? Уже написал «Рассуждения о методе» великий Декарт, рациональное безбожие шествовало в головах. А вот брал книгочей и безбожник скрипочку, наигрывал простенькое, и слеза катилась по щеке.
Декарт - век семнадцатый. Картезианство в музыке - конец девятнадцатого-начало двадцатого века. Музыка, пронизанная рациональным началом - ее умирание, конец. Разложение также бывает великим, рождает титанов. Бунтари в России музыкально дремучи. Внешние условия суровы (не до жиру, выживать нужно, готовиться к войне, воевать на износе сил), а мелодичность - интимная отдушина. Когда проваливалась в тартарары церковь с непорочной девой и недотепой Иосифом, когда, как беспощадный зверь, скакал по пути прогресса разум, то по сторонам брызги крови - секты, лжепророки, гипнотизеры, фокусники на костях великих религий. Загоняли в «угол» красивость, проникновенность, простоту - визг эстрады, рок-н-ролла и электронных изысков. Хотелось интима («У самовара я и моя Маша, а на дворе совсем уже темно»). Вместо этого - вожди неведомого, непривычного мира звуков, ребята с лицами ученых-физиков. Гении распада эпохи романтической мелодии. Владимир Владимирович Маяковский в восторге от сочинений Прокофьева. Крайняя энергия (как у Ленина в политике). Сам Ильич в музыкальных пристрастиях традиционен (мать приучала к великой властности музыки). Мне кажется, вождь побаивался ее силы. Жадно набросился на кинематограф (любое, самое бессмысленное кино - бомба, кинопленка - бикфордов шнур). В недоумении, «выпали» Сергей Сергеевич и Дмитрий Дмитриевич в реальность. Вопрос: «Чего им от нас надо?» И вот Сергей Сергеевич сочиняет «Петю и Волка», смягчает удары от коллег-мелодистов многочисленными детскими произведениями.
Дмитрий Дмитриевич выдает великолепную «Песню о встречном». Ильич любил кино. Прокофьев - кантата «Александр Невский». И героика, и народ. А уж Шостакович работал для кино и в кино беспрерывно. Кто получил Сталинскую премию за музыку к кинофильму «Встреча на Эльбе»? Шостакович. Тихон Хренников ругал Прокофьева с Шостаковичем не потому, что были они «антисоветчики». В музыкальной сфере Советский Союз долго бился за традиционную мелодию, не пускал музыкальное «картезианство» на наши просторы. «Биться» против Сергея Сергеевича и Дмитрия Дмитриевича было бесполезно. Просто эти композиторы были из другой Вселенной.
Вечером в Мариинке меня ждала «Золушка» Прокофьева.
Tags: Питер
Subscribe

  • Больничное – 2.18

    Кто достиг помертвевшего моря – Вечер резвость ветров обуял – Не понять, то ли радость, иль горе С каждым вздохом он в воду ронял. Есть ли смысл…

  • Больничное – 2.17

    Не тешьтесь, братья, знаю точно, Что счастье ждешь, но счастья нет. Простец иль умный жаждет срочно Словить ту птицу в плен тенет. Оно ж до…

  • Больничное – 2.16

    Жизнь нынче трудная дорога, Преграды путников гнетут, А сил по-прежнему немного, Еще чуть-чуть и пропадут. Упавши, полусуществуют, Лежат…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments