Долго спал. Время на пешие прогулки упущено. По Троицкому проспекту к станции метро «Технологический институт». Оттуда - на «Горьковскую», Каменноостровский проспект, а там и вход на «Ленфильм». На Троицком - Римско-католический собор св. Девы Марии. У католиков в храме - лавки. Из натурального дерева, тяжелые, темные. Сажусь. Собор небольшой. Рядом - Троицкий православный собор - белый, гигантский. Таковы католические соборы в Риме - огромные, все подавляющие вокруг себя. Обреченность католицизма на православной территории. У святой Девы Марии - один. Но священник упорно ведет службу. Остры солнечные лучи, прокалывающие окна, пронзительна проповедь на латыни. Подкупающе манит к роскошной ненужности латыни, древнегреческого, иврита, в мелкой суете окружающей действительности.
Если б знать латынь! Вокруг дураки, а я, среди немногих, разговариваю на древнем языке, понимаю его музыку. Умирание империй - в умирании языка. Русская империя долго держалась на увядших языках: православие на церковнославянском. Безграмотные крестьяне впадали в гипноз от поповских причитаний. За хранимую попами тайну языка кормили векам монастырскую братию. Не об экономических причинах говорю - о не менее важных эстетических предпосылках. Дворянство - гимназия - древние языки (латынь, греческий). Неверно рассуждают те, кто не видел смысла в изучении исчезнувших способов общения. Смысла - не было. А тайна ухода древних народов с исторических путей в сохранившихся языках будет присутствовать вечно. Не душа бессмертна, а языки.
Млею. Латынь мягче, чем древнееврейский, по звучанию. Взаимоотношение социума и древней речи постоянно воспроизводится в иных сферах. «Мир искусства» - возрождение чистых заповедей Аполлона. Искусство не должно подчиняться диктату быта, идеологий, суждениям толпы. Искусство не морально. Художник не обязан что-то доказывать, обличать. Он - ради себя самого. Кто они - Сомов, Бенуа, Кузнецов, Лансере? Декорации. Росписи вокзалов. Прикладные изделия.
После Музея «Ленфильма» намерен посетить Музей-квартиру Сергея Мироновича Кирова. На Каменноостровском проспекте расположен легендарный жилой комплекс «Звезда». Знатоки «чистого искусства» (для того, чтобы его творить, нужны немалые средства). Бенуа с компанией сконструировал чудо рационального жилища для богатых буржуев. В «Звезде», в двадцатой квартире, и проживал хозяин города, большевик Сережа Костриков. Лукавство. Чтобы в далеком прошлом владеть письмом и счетом, нужно было быть богатым. В конце XIX века для занятий искусством, не зависимым от жизненных реалий, нужно было конструировать коммерческое жилье. Священник читал книгу на латыни. Я отдыхал на широкой лавке. Для того, чтобы вставать на колени, к лавкам, расположенным перед тобой, приделаны деревянные приступочки. Сполз на колени, постоял на гладком дереве. Удобно. Снова сел. Несколько раз проделал процедуру вставания с колен. Вышел.
На станциях метро стоят рамки металлодетекторов. Можно пройти через них, а можно и сбоку. Когда шел через рамку, она никак не реагировала на имеющиеся у меня металлические предметы - не орала, не пищала. Зачем стоят? Это бездействие чревато большой бедой. Страсть людей к убийству воспитывается быстро. Человечество обменивалось - грамотностью, чистым искусством, насилием ради благих целей. Может, и на Луне люди не были. Люди, опившись самообмана, сами от себя устали. Эскалаторы в Питере длинные, шахты метро глубокие. В Москве метро легкомысленное. В нем нет глубины. В Ленинграде все серьезнее. Если город закопался под реки и болота, то сделал это без дураков.