i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2016. 11

Анфилада залов-цехов, перед входом, черно-серая, крученая форма. Одинокая, битая -крученая гусеница без головы. Без разрывов, острых углов, страшная выпирающими округлостями. То, что страшно - то невыносимо плавно. Стремительная плавность, крутая, плотная, тесная. Бывает такое. Бесконечность логической вариативности. Мощный метод. Логика - смертоносное лезвие. Всех порежет, убьет, изуродует. Люди, понимающие неизбежность кончины, умоляют об одном: пусть убьют быстро, не больно. Лезвие (логики) - чик! Вены вскрыты. Появляются лживые клоуны. Стивен Кинг обожает страшненьких «циркачей». На маленьком душном Западе цирк популярен и страшен. Феллини пытался смягчить подлую клоунаду - во многих фильмах, кончающихся клоунами. Они идут по кругу, дуют в трубы. Мастер орет, задыхаясь: клоуны, они не страшные, не смешные. Они - грустные, умеют играть на барабане, бить в литавры. Чаплин в картине «Цирк» оказывался рядом с цирковым балаганом, устраивал цирк параллельный. Публика орала: «Хотим маленького человечка! Не нужны старые, неуклюжие хохотуны».
Дикое общество частников не может жить без жуткого цирка. Нужен фокус, мистическое представление, как в «Иллюзионисте». Никола Тесла - технический гений - иллюзионист. Компьютерщики - фокусники от электромеханики: «А сейчас мы вынем из шляпы кролика» (и расхаживают по сцене туда-сюда, как Джобс). Жизнь отдельного человека смешна, трагична. В балагане разыграем перед вами то, что ждет вас.
Босх не рисовал «красоту». Он изображал «Историю в метафизическом ключе». В пятнадцатом веке - ни телевидения, ни радио. Ученость - на латыни. Большинство: темнота, регулируемая жесткими церковными догмами, и картины в той же церкви. На Руси - икона, но не картина. С Византии начали (Феофан Грек), но по пути Византии в визуальных изображениях не пошли. Любуйтесь, православные, красотой, зажатой веками в рамки канона. Манипуляции - на уровне зрительных представлений. Суровость, отчаяние чисто западного свойства - у Феофана. Греческая сухость прижилась в неожиданном месте - в вольном торговом Новгороде. Рублев - ученик. Но «свет духа» струится от Троицы, чего не мог позволить себе Феофан. Слишком умен был. Рублев слишком добр - короткий период гуманизма.
Но уже лидер (Микеланджело) раздваивается: потолок Сикстинской капеллы - гуманизм общечеловеческого. Стена со Страшным судом - антигуманизм отчаяния. Северное Возрождение - печальное. Не красота на службе у гуманизма, а эффектно переданная приверженность детали. Попробуйте найти автопортрет Иеронима в «Саде зимних удовольствий». А ведь он там присутствует. Лицо - бледно-синее и на губах дьявольская усмешечка. Наш человек шел в храм душу облегчить красотой, на Западе - заполонить дух размышлениями о греховности.
Книгопечатание. Жан Кельвин, переводчик Библии на французский язык. Рухнула величайшая тайна, согревавшая общество - тайна Святого Писания, защищаемая латынью. Как Ватикан много веков сохранял в своей библиотеке Евангелие от Иуды. Простолюдин (а простаки по-идиотски очень любопытны) получил возможность читать на родном языке Святое Писание. Крайне вульгарный («посади свинью за стол - она и ноги на стол») кричал на каждом углу: «Читал вашу Библию. Ерунда. Смешно. Мария, иди-ка сюда. Посмотрю, сможешь ли осуществить зачатие без моей помощи».
Уриель Акоста. Спиноза. Блез Паскаль. Блаженный Августин, в великом сочинении «О граде Божьем», хотели выйти с Богом вровень, хотя клялись, что и в мыслях этого не имели. Взрыв живописной фривольности спровоцирован главным конкурентом картины - напечатанной книгой. Человеческий глаз развращался образами. Осталось одно: возглавить процесс. Логика мысли (бритва) была взята в аккуратные рамки бесконечности и вариативности. Логика сдалась, хотя в остальном западное общество только ею и живо. Родились классические формы искусства. Тут же - протест. Со смыслами у классиков и так было туго. Авангардисты же от сотворения смыслов отказались вовсе. Одним из ведущих «отказников» современности стал Тони Крэг.
Tags: Питер
Subscribe

  • Между прочим

    23 февраля 2024 года, Москва. Новая Третьяковка. Теплов Валентин Павлович, «Композиция». Часть пятая.

  • Между прочим

    23 февраля 2024 года, Москва. Новая Третьяковка. Теплов Валентин Павлович, «Композиция». Часть четвертая.

  • Между прочим

    9 сентября 2024 года. Несколько слов о реконструируемом аэропорту города Чебоксары.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments