Дикое общество частников не может жить без жуткого цирка. Нужен фокус, мистическое представление, как в «Иллюзионисте». Никола Тесла - технический гений - иллюзионист. Компьютерщики - фокусники от электромеханики: «А сейчас мы вынем из шляпы кролика» (и расхаживают по сцене туда-сюда, как Джобс). Жизнь отдельного человека смешна, трагична. В балагане разыграем перед вами то, что ждет вас.
Босх не рисовал «красоту». Он изображал «Историю в метафизическом ключе». В пятнадцатом веке - ни телевидения, ни радио. Ученость - на латыни. Большинство: темнота, регулируемая жесткими церковными догмами, и картины в той же церкви. На Руси - икона, но не картина. С Византии начали (Феофан Грек), но по пути Византии в визуальных изображениях не пошли. Любуйтесь, православные, красотой, зажатой веками в рамки канона. Манипуляции - на уровне зрительных представлений. Суровость, отчаяние чисто западного свойства - у Феофана. Греческая сухость прижилась в неожиданном месте - в вольном торговом Новгороде. Рублев - ученик. Но «свет духа» струится от Троицы, чего не мог позволить себе Феофан. Слишком умен был. Рублев слишком добр - короткий период гуманизма.
Но уже лидер (Микеланджело) раздваивается: потолок Сикстинской капеллы - гуманизм общечеловеческого. Стена со Страшным судом - антигуманизм отчаяния. Северное Возрождение - печальное. Не красота на службе у гуманизма, а эффектно переданная приверженность детали. Попробуйте найти автопортрет Иеронима в «Саде зимних удовольствий». А ведь он там присутствует. Лицо - бледно-синее и на губах дьявольская усмешечка. Наш человек шел в храм душу облегчить красотой, на Западе - заполонить дух размышлениями о греховности.
Книгопечатание. Жан Кельвин, переводчик Библии на французский язык. Рухнула величайшая тайна, согревавшая общество - тайна Святого Писания, защищаемая латынью. Как Ватикан много веков сохранял в своей библиотеке Евангелие от Иуды. Простолюдин (а простаки по-идиотски очень любопытны) получил возможность читать на родном языке Святое Писание. Крайне вульгарный («посади свинью за стол - она и ноги на стол») кричал на каждом углу: «Читал вашу Библию. Ерунда. Смешно. Мария, иди-ка сюда. Посмотрю, сможешь ли осуществить зачатие без моей помощи».
Уриель Акоста. Спиноза. Блез Паскаль. Блаженный Августин, в великом сочинении «О граде Божьем», хотели выйти с Богом вровень, хотя клялись, что и в мыслях этого не имели. Взрыв живописной фривольности спровоцирован главным конкурентом картины - напечатанной книгой. Человеческий глаз развращался образами. Осталось одно: возглавить процесс. Логика мысли (бритва) была взята в аккуратные рамки бесконечности и вариативности. Логика сдалась, хотя в остальном западное общество только ею и живо. Родились классические формы искусства. Тут же - протест. Со смыслами у классиков и так было туго. Авангардисты же от сотворения смыслов отказались вовсе. Одним из ведущих «отказников» современности стал Тони Крэг.