Смешение, неясность, текучесть - территория прекариата. В настоящем десятилетии среди людей прослойка «разбухает», становится опасной. Мутная вода прекариата вскоре затопит все. Есть богатеи. Средний класс, который стремительно растворяется именно в прекариате. Чуть ниже - рабочие, служащие, бюджетники, которые держатся за соцпакет, зарплату. Идей у бюджетников нет, есть страстное ожидание пенсии. Раньше шли беднота, дно, люмпены. Теперь десятки миллионов временно занятых, на коротких договорах, без договоров: деньги - из рук в руки. Так называемые гражданские браки. Отсутствие собственного жилья. Опасность в любой момент скатиться на самое дно. Но есть и счастливчики из среды «вольных художников» - мгновенно взлетают к вершинам шоу-бизнеса, творческих успехов в любых областях. Возьми кастрюлю с густым киселем, поболтай ее из стороны в сторону. Течет, но неуклюже. Мог бы расплескаться, но, если вовремя подхватить край посудины, можно предотвратить пролитие. Мои шевеления, записки, риск - часть киселеобразной, доминирующей массы. Общественные мероприятия - способ заработать. У полузанятой, полуопределившейся вязкой массы не сознание - набор клипов, паззлов, клочков, обрывков. Кто воспитывает сегодня человека-потребителя, получит неопределившуюся массу. Перекати-поле. Кочевник двадцать первого века.
Позавчера класс буржуазии, вполне определенный, взращивал, пестовал своего могильщика - пролетариат. Тому терять было нечего, кроме цепей. Две силы боролись между собой, сами себя воспроизводили в схватке. Устали. В кисель «распускалась» мускульная энергия обоих классов. Восстало лохматое чудо в рваных джинсах, маечке, которому нечего ни находить, ни терять. Найти кастрюлю, в которую можно собрать массу, трудно. Дальше будет еще труднее». - «Странные слова, странные мысли», - заметил М..
Порассуждали о приобретении билетов. У М. - удостоверение: преподаватель Академии, член Союза художников. В музей обладателям удостоверений можно попасть бесплатно. В последнее время к льготникам начали присматриваться. Поэтому М. просит меня остаться перед входом в здание Генерального штаба.
На временных выставках интересна скульптура Коры - одна из девушек, встречавших посетителей при входе в храм Афины - Y век до н.э.. Дары Востока и Запада Императорскому двору за 300 лет. Коллекция современного прикладного искусства от попечительского Фонда Эрмитажа (1948-2013). Фаберже и первая мировая война. Тони Крэг. Скульптура и рисунки.