i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Москва. 20-24 апреля 2016 года. 39

В Италии - тепло. Печки топить не нужно. Молиться можно сутками, а росписи в храме сохраняются столетиями. Отсюда - гуманисты и преувеличенные ожидания от человечества. Человеческое проникало в изображения быстро, глубоко. Канон «сляпали» стремительно. Христос - красавчик-мужчина. Дева Мария - соблазнительная дамочка. Иуда Джотто двусмыслен по-достоевски. Предатель. Но сам Иисус на тайной вечере указал на Иуду: твое спецзадание - выдать меня. Доверяю только тебе. Не выдашь - не схватят, не будут мучить, не распнут, а я не воскресну. Иуда - выдай меня, человека, ради проявления второй сущности, истинной - бога Пантократора.
Несчастный ученик выполнил указание будущего небесного судьи. Был чист в помыслах, не выдержал, повесился. Средневековье, исчерпав ресурс, бессильно вползло в Возрождение. Ренессанс - эпоха двусмысленностей: сюжет - христианский, содержание - какое угодно, в том числе, и тонко порочное. Леонардо - «Дама с горностаем». Гуманисты чувствовали скользкость дорожки, по которой пошли. Опору искали в античности, в ужасе «опрокинулись» в нее. Поздно. Долгая «революция» угасла. Последний всплеск: национально-освободительное движение и Гарибальди. Одновременно - человеческий быт голландцев, откровенная безыдейность. Рембрандт, как иной конец коромысла, для Ренессанса. Немцы с их Апокалипсисом и чокнутыми пророками.
Вопрос не праздный: экстремистский мыслитель Маркс - чего в Англии-то обожаем? Великобритания - страна «нелегкая», как и Россия. Остров пиратов, Мекка жулья и менял. Безразмерность океанов влекла путешествующих налегке головорезов. У России не океан, а безграничность земных пространств. И снова - «лихие люди». Скромно именовались казаками, торговыми людьми. На самом деле – конкистадоры Заполярья. Ермак Тимофеевич - душегуб. Охальность нужна налегке. У нас: закон - тайга. У них: право - океан. Говорю же: «Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло». Что крепко - ритуалы. Они до сих пор живы средь дикарей. Право, в классическом (ложном) смысле, - манипуляция словом. Слово - стихия бездонная. Строить на нем правовую систему - обман для вислоухих. Противоречие двух цивилизаций («налегке») - двигатель истории. Англичане науськивали на нас немцев и французов. Мы грозили им Китаем. Хогарт дал правило английского насмешничества над святостью - загрести жар чужими руками. Газетная сатира.
Отбросы империи перебрались на американский континент. Страна, созданная каторжниками и ворами. Дикий Запад. Изничтожение коренных народов. Штаты - непрочная конструкция. Карикатура Великобритании. «Высосали» из страны происхождения все убогое, дикое. Россия восприняла не самое лучшее у татаро-монгольских завоевателей. До сих пор бултыхаемся с этим наследством. Азиатчина «проросла» в нас. Германия с недавних пор играет роль ненадежного баланса.
Покинули с М. Третьяковку последними. Уезжали оба в начале первого часа ночи. Выходим под тусклыми фонарями к памятнику Репину. Переходя через Москву-реку, снимаю краткое выступление художника на видео. М. заявляет о насыщенном дне: узрел противостояние Гейнсборо и Рейнолдса. «Соприкоснулся» с охальником Хогартом. В Александровском саду забрались на белокаменный грот. Недавно реставрировали, а ступеньки - не мраморные, из бетона. Они уже осыпаются. Неопрятно. С грота наблюдаем за Манежем, облитым, словно постным маслом, желтым, плотным светом. Тепло. Сыро. Вдали мерцает Вечный огонь.
М. говорит: «Томас Карлейль создал национальную портретную галерею. У него теория - историю делают великие люди. Собирал великих, изображал великих. Почему в Англии, как в России, живописное искусство развивалось стремительно? То, что итальянцы накапливали столетиями, то, что мучительно придумывали французы – «сглотнули» мгновенно и в музыке, и в литературе. Художник мог развивать сразу несколько стилей. Что считали удачным, то и заимствовали. Сами ничего особенного не изобретали».
Я: «Ни в России, ни в Англии не пожелали копировать Дюрера, Брейгеля, Босха. Ужасов не хотели. Глубоко мыслили. Неродное использовали по-своему. Чужое «сглатывали» наскоро, выдавали «на гора» нечто потрясающее.
Америкашки, уродливые дети Великобритании, повторяли: все дурные замашки прародителей - грабили артефакты Египта, Греции, Междуречья. Скупали живопись. Разбирали целые здания, города в Европе, везли их в приемистые сундуки. Копирование - недолговечно».
Перед отходом поезда озаботился ужином. На Казанском вокзале, в харчевнях, - дорого. Бутылка кваса, литр - 70 рублей. Сочник не с творогом, а с айвовым джемом - пятьдесят. Бананы - 120 рублей килограмм. Лаваш - сорок рублей лепешка. Взял квас, два лаваша. В купе - пусто. Приятно. Никаких чемоданов. Я - тоже человек «налегке». Уснул. Снилось толстое бревно. Плывет по широкой реке. Сидим на этом дереве. Оно вертится. А нас на нем - человек пятнадцать. Вода теплая. Плюемся, ругаемся, но заползаем на ствол. Только рассядемся и - снова валимся в воду. Она цвета кваса, который пил на ночь.
Tags: Москва
Subscribe

  • Сундучок зеваки. 124. Кода

    Может, скоро придут, чтобы грохнуть придурка… Что тогда доведется в ночи ворковать? Перед тем, как начнет острым ножиком чурка Мою шею и…

  • Сундучок зеваки. 123. Нежданный дуэт

    Бывает, играю немного На струнах усталой души, Вот струнка бежит, как дорога, В лесной, заповедной глуши. Мой внутренний дом не гитара, Но…

  • Сундучок зеваки. 122. Дорога номер «ноль»

    Скатаю клок переживаний В скрипучий жгут глухой тоски. Ни стонов громких, ни рыданий, Чтоб только ярость, как тиски Зажала сердце, и томленье Росой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments