Барочность полотен Уэббера и Баркера вызвала физическое ощущение несвежего пирожного. Английский буржуа оказался еще более противным в делах официоза, нежели дворянская знать. Во Франции неразбериха, трагедия, королю рубят голову, элиту топят в Сене. Блестящее «изобретение» лекарства от всех болезней «добрейшего» доктора Гильома. В Англии противоречия не менее острые, но спустили «на тормозах». Грабили колонии, корочка хлеба для черни нашлась, и Вандеи не произошло. Но не только (и не столько) материальный ресурс. Идейные столкновения не стали роковыми: «тори» и «виги». Литература и живопись (с музыкой в Великобритании - швах!).
Тайна пяти мастеров: Хогарт, Гейнсборо, Рейнолдс, Лоуренс, Тернер. Как сумела Англия почти сто лет (1730-1830) лидировать в области мирового портрета? Своих рисовали классно (Симэн Сарджент - «Портрет Исаака Ньютона», Сидни Прайор Холл - «Портрет Джозефа Чемберлена и Артура Джеймса Бальфура», Джон Кольер - «Чарлз Дарвин»). Бальфур с Чемберленом желчны, высокомерны, отъявленные негодяи. Увидел Чарлза Диккенса не в виде старого «барбоса», каким его изображают в учебниках, а молодым, цветущим себялюбцем. Уильям Прайф, Уокер Пирс, Аллан Барри. Не было ни одного портрета, выполненного Доу.
Общее впечатление - англичане надменны, самолюбивы, эгоистичны. «Я» - на первом месте. «МЫ» - на втором. Нашел, к радости своей, и Хогарта, и Рейнолдса, и Гейнсборо и Лоуренса. Хогарт - в начале блестящей плеяды. Бесспорно, Рейнолдс и Гейнсборо - великие художники.Но внутренний надлом и у того, и у другого присутствует. У Гейнсборо потрясающий «Автопортрет» (не «Мальчик в голубом» - он долгие годы пребывал в США, - но изобразительная сила - безусловна). Томас Гейнсборо из семьи текстильного фабриканта. А Рейнолдс - из священников. Их соперничество - и политическое, и художественное - общеизвестно. Рейнолдс тяготеет к партии «вигов», льстец, интриган, первый придворный живописец, основатель Лондонской Академии художеств. По уровню мастерства - потрясающий революционер, но аккуратен, осторожен. Революционность «разбавлял» аристократическим барокко. Мазки у него яркие, крупные. Гейнсборо, человек прекрасно обеспеченный, лондонских «тусовок» терпеть не мог. Академию окончил, читать книжки ленился. Некоторые задаются вопросом: «А прочел ли он хоть одну книжку за свою жизнь?» Во Франции буржуа теоретизировали, дискутировали, дрались из-за идей. Летели головы. Англия: льстец Джошуа Рейнолдс, любивший произносить бесконечные монологи о природе прекрасного, и романтический Гейнсборо, обожавший сельский покой и двух дочерей. Художественные лидеры «эпохи бури и натиска». Этот сельский фабрикант был потрясающе талантлив, художественно одарен до глубины души, до «мозга костей». Мазок у него мелкий, мягкий, аккуратный. Мастер женского портрета. Лучшие - любимые доченьки. Не Бурлюки, не Маяковские, не Делакруа, не Гойи.
Как случилось, что Средневековье в Великобритании не было грубо сломано, с хрустом и кровью, а лениво стухло под деликатными кистями живописцев? Веселый цинизм Хогарта был не революционным фанатизмом или страстно реакционным настроем. В конце (вместе с паровыми двигателями, что расползлись по европейским странам) разъехались по свету английские портретисты (Доу - в Питер). Завершила век превосходства англичан в живописи художественная «глыба» Лоуренса. Невиданная ранее популярность. Слава. В Риме вся знать, как по команде, посещала очередные выставки мастера. Удивительно: умер Лоуренс, и через несколько лет его почти забыли.