?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Звонок брата. Не успел на поезд. Едет позже, а сейчас - в главном корпусе Третьяковки: «Что, смотришь англичан? - участливо спрашивает М. - Отличная выставка. Почти пятьдесят полотен и все - мощные. Встретимся, как кончит работать музей, у входа». Картины привезены из Национальной портретной галереи, расположенной в Лондоне. Музей основал Томас Карлейль, за ним последовал Третьяков. Портреты развесили в помещении со стеклянным потолком. Стекло голубоватое, а стены - с произведениями - светло-зеленые, почти серые.
В Зимнем дворце англичан немного. Размещены на третьем этаже. Есть Констебл, Рейнолдс, Гейнсборо. Кое-что видел в художественных альбомах. Россия и Италия - притяжение. Екатерина вторая обожала итальянскую художественную классику. Заумность Босха царям была не близка. Вот Петр обожал голландцев. Сама немка, Екатерина Великая, немецких художников не очень жаловала. Никто из царей в англомании замечен не был (разве что Николай II, но чем он кончил - известно). Сказывалась неприязнь (и духовная, и политическая великих народов). Но Констебл нравится. Так же, как и барбизонцы. Простой мужик был, искренний. Из простых, а любил девушку из высшего общества. Ждал и, уже не молоденьким, все-таки женился на избраннице. Жена вскоре умерла. Слабое здоровье детей. В Академию приняли из жалости. Вкалывал, выписывал портреты на заказ. Пейзажи (успехом не пользовались) были отдушиной, полетом духа. Великолепная картина «Собор в Солсбери». Не зная творчества друг друга, Коро и Констебл удивительно похожи. Но англичанин смело движется в сторону импрессионизма: упорно, мрачно. Считал себя неудачником. Источник красоты - природа. Человеку не удается достичь совершенства, но присутствовать в природе он обречен. Это - из-за Бога. Господь сотворил окружающий мир, а значит, красота - творение божье.
Уильям Хогарт (сатирик и карикатурист) думал иначе: бога нет, природа прекрасна сама по себе. Совершенство окружающего недостижимо, почти. Настоящий художник, ценой жертв и усилий, способен иногда подниматься до природного совершенства. На знаменитом «Автопортрете» Хогарта присутствует овальное кольцо, зигзаг, росчерк, названный живописцем «магией красоты». Он пишет трактат «Анализ красоты». Когда читал книжку, было не совсем приятно: чистый англичанин-индивидуалист, эгоист, одиночка. Бога-то нет. Красоту расчленяем, имеем на это право, ведь человек лучшая, хотя и неотделимая, часть природы. Все дураки, кто размышлял на эту тему до богоподобного Уильяма. Он делал гравюры издевательского содержания (серия «Карьера проститутки», цикл «Модный брак»).
Зажиточные британцы охотно раскупали живописные «манифесты» Хогарта. Беспощадное соперничество, разогретое ничтожными размерами Англии, отравляло жизнь Гейнсборо и Рейнолдса, Гарри Ван Хонгхорста и Ван Эйка.
При входе в зал, направо, размещен портрет Шекспира, сделанный Тейлором, а в центре смешной портрет Елизаветы I, выполненный Герартсом-младшим. Королевская особа, дочь Генриха YIII и Анны Болейн, напоминает куклу. Еще немного, и Елизавета превратится в условную женщину, которых любили изображать кубисты. Три независимых элемента: голова, грудь с огромными руками, юбка. Ножки из-под платья (белого, тяжелого) выглядывают неудачно, далеко выдвинуты в направлении зрителя. Еще чуть-чуть, и Елизавета в стальных кринолинах и с красным букетом роз в прическе завалится на спину.
Она - рыжая. Громоздкая прическа, пронизанная нитями жемчуга. В XYI веке женщины-владычицы с Запада выбривали глубоко лоб, натягивали тесные чепчики так, что на лбу оставалась одна капелька жемчуга. Впечатление жуткого холода и глубокой заморозки изображенных. Елизавета приехала в имение сэра Генри Ли под названием Дигли. Картину так и называют: «Елизавета из Дигли». Такой и «дают» портрет венценосной дамы в исторических учебниках.
Владычица стоит на географической карте, попирая неудачными ножками графство Оксфордшир. Портрет написан быстро. Герартс-младший стремился успеть к важному для сэра Ли визиту. Корявую королевну любят называть «повелительницей света». Привычка островных аборигенов всякое убожество именовать, применяя превосходные степени.
Но вот портрет короля Карла I Гарри Ван Хонгхорста очень недурен. Здоровый цвет лица молодого еще монарха дополняется блеском в умных, заинтересованных глазах. Карл, благодаря которому в Великобритании получили новый перевод Библии на английский язык. Генрих YIII - грузный, с лицом грузчика, в бархатном берете. Убийца. Остальные британские владыки представлялись мне такими же грузными, наглыми, мрачными. А вот Карл I - не мясник. Приятен. Да и сам Кромвель на портрете Роберта Уокена мужчина весьма приятный. А вот Одри Берцлей - подросток дурных наклонностей. Вырос, а дурь осталась в фигуре и намерениях.

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner