?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ушел от Федора Васильевича. Глухой голос, словно из подземелья. Кинозал открыт. В полукружье кресел - человек двадцать. Полутьма, но у слушателей глаза горят голодным огнем. Похожий на Джобса, человек в водолазке и голубых джинсах расхаживает с микрофоном по сцене. Третьяковка проводит цикл встреч: «Не только кино». У каждого советского фильма не только режиссер, но и художник. Человек «рисовал» кадры. В соответствии с художественным замыслом выстраивался кадр. Делая зарисовки, живописец представлял, в каком платье будет прогуливаться Ия Савина во время встречи с Баталовым («Дама с собачкой», Хейфец). Из моментальных зарисовок рождались пейзажи, интерьеры, портреты и скульптуры. Связь нарисованной картинки и целлулоида как раз и раскрывалась в цикле выступлений.
Анализировались картины: «Овод» Файнциммера; «Несколько дней из жизни И.И. Обломова (Михалков); «Скверный анекдот» (Алов); «Герои Шипки» (Васильев). Докладчик, когда я входил в зал, медленно, прерываясь, рассказывал: «Овод» - год пятьдесят пятый. Свобода и надлом. Хорош молодой Стриженов. А великолепный Симонов! Строгие рамки и - прекрасные творения. Это подтверждает своей игрой Симонов. И вот - нет рамок. Твори. Но радости нет. Горечь. Стриженов. В далеком пятьдесят пятом жизнь людей была духовна. Терпели горе, и горечь жгла сердца. Отражалось, прежде всего, на художниках, работавших для кино. С музыкой получилось медленнее. Десятилетие спустя появился Овчинников. Шнитке, тем более - Артемьев гораздо позже. Овод - Италия. Художественное совпадение - русские итальянцы: Щедрин, Брюллов, Иванов». А вот и нет. Стриженовского «Овода» сначала придумали художники. Щедрин под него никак не подходит. То же самое, что сравнивать керосиновую лампу с лампой дневного света. Симонов ближе к Гойе».
Солнце за окнами село. До закрытия музея - час. Зевака я универсальный. И поглазеть бесцельно люблю, а послушать что-либо на халяву - тем более. Ухнул в полутьму обитого ковролином кинозала. Работает вентиляция, а шума моторов не слышно. На экране бегут кадры. Не «Овод», а Бергмановские «Фанни и Александр». Теперь голос лектора звучит отчетливо: «Бергман - перфекционист. Похож на Висконти. Смотрите, как отчетливо «прописывает» швед каждую деталь буржуазного гнездышка. То же самое можете увидеть в «Семейном портрете в интерьере» (квартира профессора). От избытка точности скандинав выпрыгивает из реальности. Подросток Александр, сидя за столом, видит, как среди дорогих безделушек и тяжелой мебели на мгновение оживает мраморная статуя. Классики кино - заложники противостояния художественного образа и движущейся картинки. У мастеров преобладает прорисовка кадра над их бегом. Халтурщик довольствуется наскоро сменяющимися картинками. Что есть нынешние сериалы, по сравнению с лирической комедией Петра Фоменко «Почти смешная история». Театральный режиссер выстраивает каждую мизансцену, словно прорисовывает ее. Получается великолепно. В кино важно не столько противостояние кадра и сценария, сколько картины и механического движения. Пустите ленту с рассевшимися на стульях простыми людьми, не актерами, заставьте читать текст-сценарий. Неинтересно. Нелепа сопровождающая музыка, даже если это будет Эдисон Денисов с Губайдуллиной. Положите эти сырые дрова на прекрасный видеоряд. Другое дело…»
Сидеть больше не было возможности. Поднимаясь на третий этаж, к англичанам, раздумывал о маленьком острове, населенном расчетливыми существами. Расхожее суждение об островитянах. Художественное развитие у них будто бы «скомкано». В семнадцатом веке мог появиться барбизонец или импрессионист. Странное художественное образование. Территория маленькая, нужно тщательно мерить земельные участки, чтобы не обидеть соседа. Маленькая территория, словно катапульта, выстреливала жадных до просторов англичан вплоть до Австралии. У нас - один Афанасий Никитин. Да тот не просто торговал, а все записывал. Странный русский Миклухо-Маклай. Славяне тоже энергичны. Но их с северо-восточных княжеств пружина событий и потребностей вышвыривала в бескрайние степи и леса. Англичан выкидывало в неспокойные моря. Все легче, чем северно-морской путь. Кук - не Дежнев.

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner