?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тютчев неправду сказал. С Пушкиным сложно – возвели на недосягаемый пьедестал. А что другим-то делать? Вовсе не писать стихов, ведь абсолют – Пушкин – уже есть.
Не нравятся мне категорические суждения. «Мысль изреченная есть ложь», но тогда верно и то, что «человек рожденный – есть неправда». С человеком категоричность не приемлема. С ним ясно одно – он есть. Но мог бы и не быть. Здесь – элемент изначальной беспомощности – ты, вроде, и не хотел на свет появляться. А тебя никто и не спрашивал. Твои родители были то ли выпимши, то ли в припадке страсти – вот ты и был зачат. Потом, когда стал соображать, что с тобой сделали, ты начинаешь вопить: «Отец! Мать! Что же вы сделали? Зачем родили меня? Я вас об этом просил?» Но бесполезно. Слова твои произнесены, по Тютчеву, они есть ложь. Зря, парень, вопишь. Живи и радуйся, ведь «счастье – твои университеты» (Пушкин). Будь благодарен матери. За подаренную жизнь. Вот многим «роскошный» подарок – жизнь – не нравится. Они добровольно возвращают этот дар. Не спросив ни маму, ни папу. Написал чушь, вроде: «В моей смерти прошу винить Клаву К.» или «товарищ правительство», «моя семья – это…» Ну, и так далее, про Полонскую и Лилю Брик. И - пулю в сердце.
Миша, явившись на свет, не считал, что это все ложь или что жизни нужно радоваться, как идиоту. Обозрел деляночку жизни брат быстро. Понял – деляночка малюсенькая. Ну, и ладно. Нужно имеющийся у тебя клочок хорошо обработать. На этой полянке пахать и пахать.
Все остальное – от лукавого. Или еще жестче: «Не буди лихо, пока оно тихо». Чехов был молодец, вроде, где-то сказал: «Между «Бога нет» и «Бог есть» огромное пространство. Вот этим пространством я и буду заниматься». И занимался, сколько сил хватало.
Я копошусь на этом пространстве. Таков же получился и Миша. Мать почуяла двоякость в сыне – жизнь он воспринимает без восторга, но отыграет пьесу с упорством. Упорство сделает смыслом. У него тоже «тусклое солнце воли».
Он умнее и талантливее меня. Упрямее и эгоистичнее. Мама не могла разобраться с упорным мальчиком. По традиции его отдали в школу, но тут же и в музыкалку. Мальчик попер, как танк. И учится хорошо, и на пианино играет чудесно. За этой боевой машиной наблюдал со стороны – был уже студентом в Ленинграде.
Мальчишка решительно и много рисовал. Мать нащупала "жилу". Отец кричал: «Что ты делаешь, Нина!» Но мама, чуя потенциал, запихнула его еще и в художественную школу.
Брат попал в стихию красок. Акварель, гуашь и масло. Даже карандаш. Сюжеты были для Миши не важны. Например, у него была огромная картина, изображавшая космонавтов в космосе. Ясно, что космос черный. Вот с черным цветом Миша и работал, достигал его немыслимых оттенков. Анализировал, раскрывал его.
Или другая картина – «Цветы на солнце». И снова глубочайший анализ цвета, только радости – бело-желтого оттенка.
В Новочебоксарске была устроена большая индивидуальная выставка братца. На выставку ходили целыми классами. Младшенький был немногословен. Я другого и не ожидал. Талантливейший парень. А разве у меня мог быть другой брат? То, что он делает в Академии художеств, греет мне душу. Есть Мишуня, а значит, мне легче обрабатывать деляночку в глухом лесу бытия. Самая светлая радость - не самому быть гениальным, а иметь какого-нибудь талантливого паршивца в родственниках. Мучения талантливого человека тебе не видны, а мощные шаги его по жизни (удачные, но и ошибочные) перед тобой явлены наглядно. С выдающимся человеком жить проще, даже если он свинья. А с дураком, даже если он ангел, жить невыносимо.
Мама напирала на него жестко. Вдобавок к музыкальной и художественной перевела в четвертую школу – с углубленным изучением английского языка.
Миша в простой школе добрался до четвертого класса. В спецшколе английский изучали уже несколько лет. Брат принялся изучать в пятом классе. Не поднимал головы. Но к восьмому классу, когда он ушел в училище, английский язык выучил.
Вот только на книги времени не оставалось. Последыш вольно читать не мог физически, хотя у него тоже было правило четырех часов (я научил). Комната Миши была завалена холстами и рисунками.
Куда ему идти, решали всей семьей. Решили – после восьмого класса, идет учиться в Чебоксарское художественное училище. К восьмому классу он как раз окончил музыкалку.
Цель была простая: Миша оканчивает училище, а затем поступает в Ленинград, в институт имени Репина.

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner