i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Заметки на ходу (часть 319)

Тютчев неправду сказал. С Пушкиным сложно – возвели на недосягаемый пьедестал. А что другим-то делать? Вовсе не писать стихов, ведь абсолют – Пушкин – уже есть.
Не нравятся мне категорические суждения. «Мысль изреченная есть ложь», но тогда верно и то, что «человек рожденный – есть неправда». С человеком категоричность не приемлема. С ним ясно одно – он есть. Но мог бы и не быть. Здесь – элемент изначальной беспомощности – ты, вроде, и не хотел на свет появляться. А тебя никто и не спрашивал. Твои родители были то ли выпимши, то ли в припадке страсти – вот ты и был зачат. Потом, когда стал соображать, что с тобой сделали, ты начинаешь вопить: «Отец! Мать! Что же вы сделали? Зачем родили меня? Я вас об этом просил?» Но бесполезно. Слова твои произнесены, по Тютчеву, они есть ложь. Зря, парень, вопишь. Живи и радуйся, ведь «счастье – твои университеты» (Пушкин). Будь благодарен матери. За подаренную жизнь. Вот многим «роскошный» подарок – жизнь – не нравится. Они добровольно возвращают этот дар. Не спросив ни маму, ни папу. Написал чушь, вроде: «В моей смерти прошу винить Клаву К.» или «товарищ правительство», «моя семья – это…» Ну, и так далее, про Полонскую и Лилю Брик. И - пулю в сердце.
Миша, явившись на свет, не считал, что это все ложь или что жизни нужно радоваться, как идиоту. Обозрел деляночку жизни брат быстро. Понял – деляночка малюсенькая. Ну, и ладно. Нужно имеющийся у тебя клочок хорошо обработать. На этой полянке пахать и пахать.
Все остальное – от лукавого. Или еще жестче: «Не буди лихо, пока оно тихо». Чехов был молодец, вроде, где-то сказал: «Между «Бога нет» и «Бог есть» огромное пространство. Вот этим пространством я и буду заниматься». И занимался, сколько сил хватало.
Я копошусь на этом пространстве. Таков же получился и Миша. Мать почуяла двоякость в сыне – жизнь он воспринимает без восторга, но отыграет пьесу с упорством. Упорство сделает смыслом. У него тоже «тусклое солнце воли».
Он умнее и талантливее меня. Упрямее и эгоистичнее. Мама не могла разобраться с упорным мальчиком. По традиции его отдали в школу, но тут же и в музыкалку. Мальчик попер, как танк. И учится хорошо, и на пианино играет чудесно. За этой боевой машиной наблюдал со стороны – был уже студентом в Ленинграде.
Мальчишка решительно и много рисовал. Мать нащупала "жилу". Отец кричал: «Что ты делаешь, Нина!» Но мама, чуя потенциал, запихнула его еще и в художественную школу.
Брат попал в стихию красок. Акварель, гуашь и масло. Даже карандаш. Сюжеты были для Миши не важны. Например, у него была огромная картина, изображавшая космонавтов в космосе. Ясно, что космос черный. Вот с черным цветом Миша и работал, достигал его немыслимых оттенков. Анализировал, раскрывал его.
Или другая картина – «Цветы на солнце». И снова глубочайший анализ цвета, только радости – бело-желтого оттенка.
В Новочебоксарске была устроена большая индивидуальная выставка братца. На выставку ходили целыми классами. Младшенький был немногословен. Я другого и не ожидал. Талантливейший парень. А разве у меня мог быть другой брат? То, что он делает в Академии художеств, греет мне душу. Есть Мишуня, а значит, мне легче обрабатывать деляночку в глухом лесу бытия. Самая светлая радость - не самому быть гениальным, а иметь какого-нибудь талантливого паршивца в родственниках. Мучения талантливого человека тебе не видны, а мощные шаги его по жизни (удачные, но и ошибочные) перед тобой явлены наглядно. С выдающимся человеком жить проще, даже если он свинья. А с дураком, даже если он ангел, жить невыносимо.
Мама напирала на него жестко. Вдобавок к музыкальной и художественной перевела в четвертую школу – с углубленным изучением английского языка.
Миша в простой школе добрался до четвертого класса. В спецшколе английский изучали уже несколько лет. Брат принялся изучать в пятом классе. Не поднимал головы. Но к восьмому классу, когда он ушел в училище, английский язык выучил.
Вот только на книги времени не оставалось. Последыш вольно читать не мог физически, хотя у него тоже было правило четырех часов (я научил). Комната Миши была завалена холстами и рисунками.
Куда ему идти, решали всей семьей. Решили – после восьмого класса, идет учиться в Чебоксарское художественное училище. К восьмому классу он как раз окончил музыкалку.
Цель была простая: Миша оканчивает училище, а затем поступает в Ленинград, в институт имени Репина.
Tags: Заметки на ходу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments