?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Маньеризм, дорогу которому на Севере указал Кранах (и еще некоторые), - антипластичен. То гадкие Адамы с игривыми листиками в стыдных местах, то грубое лицо Мартина Лютера. Портрет самого Кранаха в 77-летнем возрасте (галерея Уффици) для шестнадцатого века возмутителен. Такого яркого куска реальной жизни до него показать не осмеливались. Вот рожа старика, а вот «Портрет рыцаря с двумя сыновьями» (Эрмитаж) и «Суда Париса» (Метрополитен, Нью-Йорк). Сыновья воина снабжены странными длинными ногами в остроносых войлочных туфлях. Рейтузы - в широкую продольную полоску: у одного красная, у другого синяя. Курчавые деревца. Меченосец - расслаблен, забрало открыто.
Не говорю о Парисе. И сам, и тетки вокруг, словно домашние кот и кошки - сытые, довольные. Тела набухли белым. Мужик - серьезный, бородатый - рисует «кукол». Картинки разбирают «на ура». Так свежо юная пошлость не выглядела никогда. И - предчувствие беды (а все друг Лютер) - «Распятие» (1509). Старая Пинакотека. Мюнхен. После классицистов, барбизонцев, импрессионистов в первой половине XX века появились игрушечники, не отличные от Кранаха - антипластичность, нарочитая деконструкция: Пикассо, Джакометти, Кирхнер, Кокошка.
Параллели существовали всегда. Мир - покой, они не явлены. Господствует классицизм. Закономерность в том, что явление противоположностей в музыке, живописи, литературе происходит раньше, чем разразится мировая беда (эпидемия, катаклизм, война). Человечество - животное, ощущает приближение бури. Как птица, начинает биться, махать крыльями - поэзией, музыкой, рисунком. Бедствия приходят неизбежно. Генеральное бедствие не прекращается никогда. От начала человеческого существования и до его кончины. Войны - лишь частные беды, какими бы велики они ни были. Люди возвращаются неизбежно к привычной, не ощущаемой трагедии. В живописи основа измученного взора - пластическая анатомия (любим же рассматривать черепа!). Классический рисунок как обезболивающая таблетка.
Оставив Кранаха, набрел в одном из залов (греческом) на выставку рисунка старых русских мастеров. Пожелтевшие листы с головами античных скульптур, выполненных карандашом, вставлены в шестиугольные рамы. Глаз - не оторвать. В уголках чудесных, успокаивающих душевные боли изображений - печать Академии и росписи чернилами: когда и кем работы выполнены, сданы. Потратил на хождение вокруг шедевров не меньше времени, чем на немецкого классика. Он тоже, рисуя, отдыхал душой: бракосочетание друга Лютера и скромной девушки Катарины фон Боре.
Странная экспозиция к визиту короля Марокко - римская скульптура из древней столицы государства. Юго-западные рубежи Римской империи. Присоединение. Буйный Калигула. Король Мухаммед YI, очевидно, посетил выставку и узнал, что в древности к Мавритании имел отношение римский философ Катон, который, вроде, там и покончил с собой. Случайно найденная копеечка приятна. Хотя Мавритания и Мухаммед YI не очень и нужны.
Посреди зала Микеланджело-пересмешник. Моисей с рожками сурово озирает царящее безобразие. Кранах - маньеризм - итог тяжелых исканий. А здесь - издевательские перепевы. Экспозиция «Потерянные ключи». Дюрер ничего не терял: песочные часы, циркуль, книги, черепа (Св. Иероним) - на месте. Пивоваров все растерял - эталоны времени, длины, моральных устоев. Как выживший из ума армянин Джигарханян, бубнит: люди - животные, эгоисты, пошляки. Рамки разбиты. Двери вышиблены. Стены обвалены. Книги не просто потеряны - не нужны. Такие типы, как Витя, возникают, когда человеку становится плохо из-за окружающего благополучия. Юную пошлость пользуют по третьему разу. Она превратилась в развалину. Попытка съесть уже неоднократно скушанное. Концептуализм - дух одинокого бездельника. В 70-ые годы недурно проживало в Москве и Питере «обесключенное» и «обесточенное» сборище странных субъектов. Среди них - Илья Кабаков. Руководство Пушкинского полагает: мастер Буонароти и мазилка Пивоваров войдут в «клинч», оглушат грохотом (слышат, кому надо слышать), ослепят искрами непримиримого противоречия (увидят, кому надо). По-простому - хамство. Устроили, сколотив, загородочку из дерева. Логика: Пивоваров издевался, пародируя Лукаса Кранаха. Имеет право. Немец умудрился намешать в ком реализм (первозданный) и зарождающийся маньеризм. Могу и я дать собственную интерпретацию неубедительных мотивов художника: разрушал вековые правила. Кончилось лавочкой, в которой богатенькие обменивали на золото-серебро потрясающую живопись, которая оказалась прекрасным вложением денег. Дурашливое дежа-вю недовольного москвича. На выставку Пивоварова денег дал банк ВТБ. Старые тела лысых мужиков: «Меланхолия. Мыслитель», «Два зеркала», «След улитки», «Автопортрет юности», «Философская собака», «Притча о выеденном яйце». Цирк у подножия Микеланджеловского «Снятия с креста».

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner