?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Деловая переписка

МИНИСТЕРСТВО
ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРУД РОССИИ)

Депутату Государственного Совета Чувашской Республики
И.Ю. Молякову


Уважаемый Игорь Юрьевич!
В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено обращение Г.Д. Егорова по вопросу предоставления мер социальной поддержки гражданам в Чувашской Республике.
Федеральными законами от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено перераспределение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области межбюджетных и налоговых отношений, в том числе и в части финансирования льгот и гарантий, предоставляемых различным категориям граждан. Принятый Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ направлен на приведение федерального законодательства, регулирующего полномочия органов власти, в соответствие с вышеуказанными федеральными законами. j
При этом отдельным категориям граждан, финансирование мер социальной поддержки которых предусмотрено за счет средств федерального бюджета, в том числе инвалидам, с 1 января 2005 года часть натуральных льгот заменена ежемесячными денежными выплатами.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены меры социальной поддержки и ежемесячные денежные выплаты инвалидам в зависимости от группы инвалидности.
Взамен части ежемесячной денежной выплаты Федеральным законом от 17 января 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено получение набора социальных услуг, который включает в себя обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, проезд в междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При этом порядок сохранения мер социальной поддержки, установленных инвалидам, определен статьей 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с данной статьей, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Аналогичная норма содержится в Федеральном законе «О ветеранах».
Вопросы социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов Великой Отечественной войны из числа тружеников тыла с 1 января 2005 года отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют меры социальной поддержки, а также объем и порядок их предоставления данным категориям граждан на основании законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 295-0, от 24 января 2008 г. № 47-0-0, от 19 февраля 2009 г. №159-0-0 и др.).
Возложение на Российскую Федерацию полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны из числа тружеников тыла и ветеранов труда потребует централизации части доходов субъектов Российской Федерации и внесения необходимых изменений в бюджетное и налоговое законодательство.
Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета на указанные цели не предусмотрено.
По информации Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, в Чувашской Республике приняты все нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию переданных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, и выполняются в полном объеме.
Меры социальной поддержки ветеранам труда, ветеранам Великой Отечественной войны из числа тружеников тыла в Чувашской Республике установлены Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда» (далее — Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 43).
Так, труженикам тыла военных лет, постоянно или преимущественно проживающим в Чувашской Республике, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике хмедицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительному органу государственной власти Чувашской Республики, осуществляющему государственную политику в сфере здравоохранения, в порядке, установленном законодательством Чувашской Республики;
преимущество при приеме в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, полустационарной форме, внеочередной прием на обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.
Ветеранам труда, постоянно или преимущественно проживающим в Чувашской Республике, после установления им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») предоставляются следующие меры социальной поддержки: |
сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительному органу государственной власти Чувашской Республики, осуществляющему государственную политику в сфере здравоохранения, в порядке, установленном законодательством Чувашской Республики;
денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости предоставления абоненту в пользование абонентской линии (проводной линии) сети местной телефонной связи. Денежная компенсация предоставляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 43 так же предусмотрено, что организации независимо от форм собственности, органы местного самоуправления вправе устанавливать исходя из специфики и условий труда дополнительные меры социальной поддержки ветеранам труда, имеющим особые заслуги перед соответствующей организацией.
Организации могут сохранять права членов трудовых коллективов ветеранам труда после установления (назначения) им страховой пенсии и прекратившим трудовые отношения с организациями, а также право на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально- бытовой сферы и услугами культурно-просветительных учреждений, на участие в приватизации, акционировании соответствующей организации.
Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем вышеуказанные, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 43 предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Кроме того, труженикам тыла военных лет и ветеранам труда Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 43 установлена ежемесячная денежная выплата в размере 1 044 рублей и 1 100 рублей соответственно, и обеспечено гражданам право выбора основания получения ежемесячной денежной выплаты.
Согласно пункту 2.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. №371-ФЗ) органы
государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.
Законом Чувашской Республики от 31 декабря 2015 г. № '89 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чувашской Республики» с 11 января 2016 года введены для ветеранов труда критерии адресности социальной поддержки - установлено право на получения ежемесячной денежной выплаты после прекращения ими трудовой деятельности.
Правомерность установления Законом Чувашской Республики данной нормы подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2016 г. № 31 -АПГ16-9).
Вопросы реализации региональных законов отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 11, 77 Конституции Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республики, края, области, автономного округа, автономной области, города федерального значения), в том числе органы в сфере социальной защиты населения, относятся к системе органов государственной власти, формируемых и контролируемых субъектами Российской Федерации самостоятельно, и не являются территориальными органами Минтруда России.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России не наделен полномочиями по совершению властно-распорядительных действий в отношении законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, в том числе отмене или изменению их решений.

Врио директора Департамента демографической политики и социальной защиты населения
В.А. Перепелица

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner