?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Неглупые люди ругают экскурсоводов-описателей. Таких - большинство. Но иные в масляной живописи ищут смысл, а описания презирают. За этим «мыслящим» меньшинством устремляется фантазия художника. Нарисовал красиво - дал слабину. Человека развращают, описывая, но, не раскрывая смысл. Воспитывают чутких болванов. Нужны холодные умы, способные провести анатомическую операцию. Масса посещает музей один-два раза в жизни. С.П. вовсе, кроме храмов (он верующий), ничего не посещал. Приходит простак в хранилище полотен. Сначала нужно познакомить с полотном, описать. Экспонатов много, проникнуть в суть каждого физически невозможно. И начинается: «Обратите внимание, какого цвета рожь у Шишкина»; «Заметили, как удивительно написана Айвазовским морская вода, захваченная ветром в «Девятом вале»?». На этом - точка.
С.П. сложен как зритель (а я немало проводил экскурсий, аспирантом). Он не просто глазеет, как пятилетний ребенок, но беспрерывно спрашивает: «Это и есть настоящие «Мишки в лесу»? Будто на конфетных обертках. Шишкин, говоришь? О! Действительно, «Золотая рожь» такая же, как у Б., на хлебозаводе, в кабинете». Особенное впечатление - зрелый человек с непосредственным восприятием прекрасного. Никаких сложностей и мыслей «по поводу». Вывожу спутника к главному - «Явление Христа народу» Иванова. Задал вопрос, не чувствует ли С.П., что христианство на этой картине - то, да «не то». А «не то» - из-за промежуточности между верой и жестокостью. Христа - мало, людей - много. На переднем плане - раб, беззубый, клейменый, с седым господином.
Мой спутник идет к огромному полотну, распрямляет плечи, придает телу благородную осанку: «Снимай!» Фотоаппарат на телефоне искрит вспышкой. Бабка-смотрительница бросается ко мне, требует подтверждения оплаты за съемку. Круглый желтый смайлик отсутствует. Забыли про дикую особенность отечественных выставок, музеев. Временные выставки нельзя снимать вовсе. Старуха, с вышитым на кармане фирменного халата вензелем «Т.Г.», шипит, не успокаивается. Ныряем в боковое помещение, где развешаны эскизы к «Явлению». А С.П. рвется к основному полотну: он не рассмотрел Гоголя, которого Иванов, как приятеля, изобразил в толпе евреев: «Гоголя - к евреям! Ну-ка, ну-ка».
С трудом отвлекаю благодарного прозелита фантастически умело нарисованными ветками оливковых деревьев. - «А чего это у художника голые мальчики? Смотри - ведь ни одной женщины на эскизах. Склонность имел, а?». Бредет вдоль стены с пейзажами, потрясенный. На Иванова истратили тридцать минут.
С противоположной стороны - такой же продолговатый зальчик. Там - Карл Брюллов из частных собраний. Старший брат художника, архитектор Александр Брюллов, многое из наследия младшего сохранил, передал родственникам. Те оказались запасливыми: не выменяли картины на дрова в Гражданскую, перетерпели с сокровищами в блокаду. В осажденном городе имелись любители поживиться драгоценными предметами за буханку хлеба, кусочек сахара. Семейная реликвия - поразительный «Портрет Аббата» - здесь. Владельцы картин заражались коллекционированием. Упорство их, в собирании наследия великого предка, поразительно: «Железный занавес» - а как же тогда один из ранних автопортретов Брюллова приобрести на лондонском аукционе? Копией же изображения А.Н. Демидова обзавелись в Париже.
Сейчас богатеют на чипсах и сырой нефти. При власти рабочих и крестьян частная собственность являла удивительную вещь: смесь духовного, облагороженного обладания (у некоторых имелись вещицы, стоившие миллионы). Граждане ходили в штопаных носках, а у самих, в хорошо замаскированных местечках, ждали своего часа гравюры Дюрера. Ведь какой утонченный кайф! Совершались тайные обмены. В «Скупом рыцаре», у Пушкина, многое сказано. Не ссудный капитал, к которому стремятся грубые обормоты, но богатства докапиталистического свойства - истинные сокровища. Ничего плохого в том, чтобы «над златом чахнуть», нет. Шелудивые «шестидесятники» все свели к болоньевым плащам и джинсам «из-под полы».

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner