Поднялись с С.П. на два пролета к железной двери. С.П. размышляет: «Вот и еще противоречие. Мы всё церкви строили, до Бога дотянуться желали. А эти - стены потолще, запоры покрепче да приличный запас пороху. Стиль жизни, однако. У нас он - деревянный, временный. Чего мы всё перед немчурой да этими пиратами прогибались! Грозный! Для наших - Грозный. Для них - Ваня. От всех налогов освободил. Сегодня тоже всем долги прощаем». - «Согласен, - говорю, - но добавка: царь Алексей Михайлович дипломатические отношения с англичанами прекратил, с подворья выгнал. 17 век. Революция. Короля казнили. «Тишайший» решил: вот и целуйтесь со своим Кромвелем. Мы со своими избами да церквями проживем. Сынишка, Петя, иначе решил. Правда, подворье англичанам уже не вернул». –
«Почему так, как думаешь, Юрьич?» - спросил С.П.. Думаю, в рабочем режиме, что на ум пришло: «Говорят, Россия - европейская страна. Нет. Похожей стремится быть. Нарышкинский стиль в облике церковном - противоестественное «смешивание» новгородского стиля с западным барокко. Или: целую столицу отгрохали - Питер, на иностранный манер - прямые улицы, каналы, мосты, строения одной высоты. А что-то не так. Мы с европейцами в разном времени живем. Наполеон для западных людей, чем велик? Он жизнь человеческую переместил из национального измерения в мировое. От него пошла «глобализация»: государство на службе не своего города, а международных торговых и промышленных корпораций. Дело неплохое. Русские (декабристы) завидовали. То же - парламент, конституция, демократия, Сперанский. Но с утратой «почвы» жизнь на Западе приобрела характер «скольжения». Но по какой-то основе нужно скользить. «Безосновательной» жизнь народов быть не может. Основа - Россия. Великому Бонапарту, кто по башке надавал? Русские и иные ее народы. Те же офицеры-декабристы. А почему десятки народов худо-бедно вместе проживают в Поволжье, в Сибири, на Кавказе, на Дальнем Востоке? Потому что - основа. Тяжело бывает, но есть твердая уверенность: вместе выживать легче».