?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Варварка «верхняя», напротив Гостиного двора. А снизу, отшатнувшись от чудовищного парка-аттракциона, появилась «нижняя», короткая, улица. Верхняя и нижняя часть разделены «цепочкой» из маленьких старых храмов (в том числе и XYI века). Снежок поскрипывает, вьется серебряной пылью между невысокими куполами. Полицейская машина. Обходим, медленно продвигаемся вдоль старинных построек.
С.П. звонят из дома. Жена. С.П.: «С Моляковым гуляем по Варварке. Улица знаменитая, старинная. Приеду, расскажу». Вопросы с его стороны многочисленны. Палаты бояр Романовых и белоснежное английское подворье. «Почему? - вопрошает С.П.. - Неуютно. Старинная церковь и выдуманный америкосами парк, совсем некрасивый. Резко. Разнос. От этого что-то нехорошо на душе. Или вот: церкви, церкви и, вдруг, - боярские палаты. Подворье это английское».
Неохота, но что-то нужно говорить. Подходы к проблеме противоречий в архитектуре разные. Можно так, а можно и этак. Молчать нехорошо. Цепляюсь за чувство беспокойства. С.П. подметил верно, кажутся несовместимыми архитектурные модернистские постройки и русские культовые сооружения. Больше (и мне тоже) нравятся церковки. Врут, что большевики все храмы порушили. Посмотришь вокруг - вся Москва в золотых крестах. Особенно на Цеховой, Ремесленной (а раньше - Стрелецкой) половине, в Замоскворечье. Иногда здания использовались не по назначению (в основном, под архивы, книгохранилища). Но здания-то никто не трогал, если какой-нибудь носитель идеи пролетарской диктатуры не оказывался дураком. А так - под клубы подходили культовые сооружения. Архитектор Тон. Храм Христа Спасителя разобрали (барельефы - до сих пор в Донском монастыре). До революции еще постройку признали неудачной. На ее месте новое культовое сооружение собирались возвести. Дворец Советов (власть-то в руках рабочих и крестьян была).
Все проходит, но в Европе живо противоречие: греческий настрой на зодчество как на искусство (изобрели ордер). Римский подход к строительству как к технологии (придумали бетон и прочный кирпич). Есть византийский (романский) стиль и средневековый храм (некоторые не достроены до сих пор). Нотр-Дам, Шартр, Реймс, Милан, Брюгге. Храм - музыкальный инструмент. Орган – «сердце» церкви. Раздрай и в «идеологии» постройки. Каменные сооружения, как на Варварке, стоят веками. Это «горнее» строительство. А остальная Русь - деревянная («дольнее» зодчество).
Деревянная лестница ведет к уютной площадке. На толстой перекладине - медные колокола. Звонница мужского монастыря. Поднялся. Слышу - звонят. Д.З.: «В отеле вопрос решили. Не в одной кровати спать будете. Ночуйте в разных номерах - в шестом и в седьмом. А то подумаете, что специально издеваюсь. Вы где?» С.П.: «Гуляем в Зарядье. Моляков про греческую и римскую архитектуру рассказывает. У греков камень хрупкий - мрамор, известняк. А римляне придумали бетон, многоэтажки и мосты принялись строить, акведуки. Он говорит, что разница в архитектуре до сих пор сохраняется. Парк американский мне не понравился. Сейчас в монастыре - маленький, а красивый. Юрьич на звонницу полез. Юрьич! С Д.З. будешь разговаривать?» От разговора отказываюсь. Слезаю с деревянных подмостков. Молчим. Смотрим на ярко освещенные стены: «И что дерево?» - возобновляет разговор С.П. - «А то, - отвечаю, - что пожары, и все сгорело дотла. Одни колокольни торчали. В городах, деревнях большими семьями жили. Сын женится - ему отдельный дом ставили. Деревянные селения «распухали», словно тесто, иногда без всякого плана. Церковь же ставили из камня, да на высоком месте. Она для всех «черных» людей, ремесленников, военных, чиновников, крестьян отхожих одна была. Собирался люд, как грибы в одно лукошко. Но в церковном строительстве – вновь противостояние. Владимирский стиль - вырезанные из камня цветы, лозы виноградные, звери фантастические. Новгородское строительство строже, но насквозь язычеством пронизано. Ереси всякие - из города-республики, Ганзейского города, самого крупного. Мальчик Онфим - из Новгорода. Во Франции и в Германии - город «закольцован» вокруг католического собора. Домишки жилые, как в Амстердаме – из саманного кирпича (короче, дерьма). У нас из отходов дома не строили. Чистое дерево. И церквушек множество. На каждую общину - по храму. И, вдруг, революция - гражданское строительство. Царь Михаил Федорович это дело усек и в Кремле приказал возвести Теремной дворец среди храмов. В то же время в Пскове купец Поганкин каменные жилые палаты приказал строить. Чтоб пожар не выжег все «под ноль». Так и называются – Поганкины палаты. В Москве (мода на демонстрацию богатства быстро проникает по городам) - палаты бояр Романовых. Нелепый парк заморский соорудили - так это сознательно, поскольку каменное сооружение - пластинка долгоиграющая».

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner