?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Миша родился 4 октября семьдесят пятого года. Мне довелось быть в Артеке осенью и вернулся я к 7 ноября.
В лагерь ехать отказывался. Мои придурства достигли расцвета. Мама опасалась, что у меня поедет крыша. Я твердил, что у меня много работы, нужно заниматься.
Что это такое – Крым осенью? Оказалось, что Крым осенью хорош. Только темнеет рано и светает позже. Не было в 75-м ни ветра, ни дождей, а стояла теплая погода. Огромные деревья – чинары и каштаны – чуть тронуты желтым и красным цветом.
Осенью в Крыму ощутил, что такое море. Его надо чувствовать – ощущать запахи, знать голубую или зеленую глубину и мощь. Море должно качать тебя на маленьком катере или лодке, когда ты тихонько подбираешься к таинственным Адаларам. Вода жалобно всхлипывает по темным расщелинам. И – запах. Йодистый запах морской воды. Осенний пряный крымский ветер на вершине Аю-Дага.
Ты не умеешь разговаривать, но тебя привезли к морю, опустили в теплую, легкую воду –будешь помнить морское прикосновение всегда. Ощущение воздуха и воды в человеке глубже, чем слова и мысли.
А ведь не хотел ехать! Бубнил, что дел много, вдолбил в башку варварское расписание – как удастся в Артеке существовать по собственным законам?
Крым принял ласково. В СССР случился Всесоюзный конкурс школьных сочинений о Великой Отечественной войне. Только что отметили тридцатилетие победы, и по стране катились всевозможные олимпиады и конкурсы. В Чувашии мне вышло местное лауреатство, а в Артеке был финал литературного состязания. Под это дело меня и отправили на юг.
В лагерь приехал бывалым артековцем. Теперь был старший, комсомольский, отряд. А дружина та же – «Хрустальная», лагерь «Горный».
Осенью, зимой и весной в Артеке работала экспериментальная школа. Мы приезжали с выписками из школьных дневников. В той школе ставили отметки и заносили в специальный табель. Когда возвращался домой, то отметки за период отсутствия предъявлялись в школе.
Первую половину дня проводили на учебе. Использовались интенсивные методы обучения, и то, что в простой школе задавалось на дом, в Артеке усваивалось в течение дня.
У нас, в Новочебоксарске, в первой школе, кабинеты физики, химии, биологии были оборудованы неплохо. Но то, что было в Артеке, не поддается описанию. Сидели не парами, а по одному. Приборы и оборудование окружали тебя. В кабинете химии все блестело никелем, а на физике каждое место было оборудовано индивидуальным набором.
Резво пошел английский язык. Каждый ученик имел доступ к лингафонной системе – проигрыватели для пластинок, магнитофоны, наушники.
Было интересно и как-то светло. Здание артековской школы было современным, «распахнутым» через большие окна на море и Аю-Даг, чрезвычайно просторным.
После уроков ощущалась усталость. Силы в школе выжимать умели. Лучшие учителя приезжали сюда по конкурсу, работали в качестве поощрения одну учебную четверть, а потом отправлялись домой. Среди учителей почти все были мужчины. Мне это нравилось. Особенно нравились уроки литературы и истории. Беседы на исторические и литературные темы с молодыми дядьками напоминали мои рассуждения с Юрием Владимировичем Степняком. По всем предметам удалось заработать по одной-две «пятерки».
В отношениях с отрядом была взята тяжелая нота. Все люди взрослые, но юношеская дурость цвела пышным цветом. Ребята со всей страны, но отношения были, скорее, московского плана, чем провинциального. На первой же линейке начались анекдоты про Василия Ивановича Чапаева. Похабные анекдоты. Мне пришлось выступить жестко. Сказал, что из Чебоксар, с Родины героя.
Терпеть не могу тупые анекдоты про Василия Ивановича, Анку и Петьку. Артековские комсомольцы осеклись, но меня невзлюбили. Тут же избрали комсомольским секретарем. Нашелся дурачок, вот пусть он и комсомольствует со своими бумажками. С этими парнями и девками, ушлыми и умными, ухо нужно держать востро. Разжуют и выплюнут. Решил быть одиноким. Отношения – деловые. Что делать – это я еще в Москве усвоил.
Перед сном, когда в палатах начинаются сокровенные разговоры, уходил к самым маленьким артековцам, так называемым «шпротикам». Рассказывал истории, которые выдумывались на ходу и длились до тех пор, пока ребята не засыпали. Тихонько возвращался к себе в палату. Правило «четырех часов на сон» работало железно. В ночной тишине думал, как написать конкурсное сочинение.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
(Anonymous)
Mar. 26th, 2018 06:20 am (UTC)
Да уж....

Ну, и ебанашка :-(
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner