i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Москва. 20-24 апреля 2016 года. 4

Железная дорога между Питером и Москвой могла и не возникнуть в 1851 году. Обоссанных бездельников на Руси всегда много было. Огромное количество людей, которые трудились по привычке и столетиями менять ничего не хотели. В лучшее для дворян время количество их не превышало одного процента от населения. Может - чуть больше. А крестьян разных видов (включая казачество) - процентов восемьдесят пять, не меньше.
Городские бомжи - элита нищеты. В городах свалки, помойки. Много съестных китайских заведений, откуда кость кинут. Сельский бомж в классическом виде представлен был мало - калики перехожие, да и то в теплое время года. Зимой всех община подбирала. Пропасть не давала никому. Корень русской жизни - крестьянское сообщество. Сколько было в нем черного, утробного зверства - жуть! Но, в обозримой перспективе получалось: зверские порядки продлевали общине жизнь, укрепляли ее. Главное - она была источником жизни сразу нескольких родов-семей. Кто отходил на заработки, все обратно возвращались, а большинство и с заработанным. Кому не повезет - в рубище. Железные условия: огромные расстояния, жуткие холода, низкая урожайность (а значит, и прибавочного продукта для господина недостаточно). Господ веками ненавидели, но терпели. Знали - не свои, так татары со степей нагрянут. Хуже будет. Господа же оттого защищали лютую на расправу общину, что на стороне никто бы им поживиться не дал.
Хороша любовь-ненависть! Редкие книжники да смутьяны из господ осмеливались «крестьянский мир» тронуть. Тронешь - головы не сносить. Все равно к обратному порядку все шло. Заскорузлая деревня. При советской власти всколыхнули ее крепко. Десятки миллионов общинников в города переселялись. Завыли писатели-деревенщики, заплакали. Намекали: возвращайтесь-ка обратно, к общинному строю: к баням, ржаным хлебам, деревянным половникам и семьям в двадцать ртов. Разорившиеся лавочники вообразили: в деревне - покой, рванем от суеты туда. А там не покой - скука. Вместо суеты - смерть. Петр Мамонов - в деревню. Какой-то ненормальный Стерлигов - в амбаре. Писатель Васильев - на теплую печку. Советская власть со вчерашними лютыми общинниками в ладушки играла, беллетристам, сочинившим про деревню, - ордена, премии, массе городской - по три сотки землицы в оврагах. Чтоб вчерашние Ваньки и Маньки вгрызались в мокрую глину, поливали ее, потом и нутром чувствовали - мое это, мое. Советское государство задушили миллионы и миллионы разобщенных, превратившихся в мещан худшего сорта вчерашние общинники.
Ильич огонь крестьянского бунта укротил, а угольки остались. Поквитались сполна. Кто нынешнюю чудовищную, несуразную жизнь строит? Кто в ней существует (и будет еще существовать десятилетиями, если кучу эту не сдвинуть)? Вчерашнее и нынешнее крестьянство! Будут вопить про невзгоды и тяготы. А сами палец о палец не ударят, чтобы изменить ситуацию. А раньше, при лучине, лучше было? Не было лучше, но все устраивало столетиями. Только мир наш, крестьянский, не трогайте. Тронете - сожрем с потрохами.
Иван III занялся приспособлением государственного устройства к порядкам быта сельского. Как лихо расправился он с Новгородом Великим! Силен был Иван. Опирался на бояр, а у тех - земельные наделы. А там - тьма-тьмущая людишек, только и приспособленных, что к сельской работе. Вертикаль - работала. Снежную равнину под названием Русь пронизала стрельными штырями насквозь.
А что у Новгорода? Колокол вечевой, да обязательства торговые. Правда, пыжились. Пошли на бой. Взъерепенились некоторые бояре и так называемые «молодшие люди». Скрывались в Новгороде многочисленные еретики и книгочеи, прели, как тесто в квашне. Как не воевать против Ивана, если 70% земель новгородских принадлежало «светским вотчинникам» - списки, расписки, обязательства, суды - все муть простому селянину недоступная. Никто не догадывается, отчего берестяные грамотки с письменами написаны мальчиком, уроженцем Новгорода Великого?
Рек в России много. По ним и плавали. Со времен знаменитых волоков, что помогали пробраться из варяг в греки. Пусть шесть месяцев лед. Спешить некуда, в деревне дел много. Первый пароход проплыл по Неве в 1815 году. А до этого, столетиями - бурлаки. До пятисот тысяч людишек весной, летом, осенью тянули барки и плоты по Оке, Волге, Каме. Тяжело - так зима же! Тогда и отдохнем в родной деревне, отогреем натруженные кости.
Сотни лет - грунтовые дороги. Осенью грязь, весной слякоть. А ямщики на что? Зимой на гужевом транспорте до внедрения парового движка насчитывалось три миллиона возничих, летом - пятьсот тысяч, на селе основные работы, община на извоз не отпустит. Чистоплотен русский человек, в отличие от запаршивевших европейцев. Не только оттого, что зимой погреться охота. Мышцы погреть, косточки от каторжной работы размять, кожу от болезней некрасивых избавить – любо! И пусть бы все так и было! Кому надо было коверкать тяжелый, порой кровавый, строй жизни? Помучился - попарился, попарился - помучился, намучился - помер.
Когда решался вопрос о выделении денег из казны на дорогу между Москвой и Петербургом, большинство делового люда было за Е.Ф. Канкрина, министра финансов. Крупнейшие извозопромышленники за него горой стояли. Однако, Николай I поддержал П.П. Мельникова из Министерства путей сообщения. Некоторые боялись, что с появлением железных дорог крестьяне сдвинутся с насиженных мест, вековой уклад рухнет. Он и рухнул, да не сразу, и не совсем. Ста лет не прошло.
Вхожу в вокзал. Спасибо принципиальным Николаю I и Мельникову.
Tags: Москва
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Между прочим

    7 мая 2024 года, Ленинград. Эрмитаж. Зимний дворец, Гербовый зал.

  • Между прочим

    7 мая 2024 года, Ленинград. Эрмитаж. Александр Евстафьевич Коцебу, «Победа при Полтаве».

  • Между прочим

    7 мая 2024 года, Ленинград. Эрмитаж. Плита с надписью Саргона II, царя Ассирии.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments