i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Декабрь-январь 2015-2016 года. 114

Когда Екатерине II сказали, что арки над парковой дорогой обойдутся почти в двенадцать тысяч рублей серебром, прижимистая немка сначала воспротивилась предложению архитекторов и садовников. Потом махнула рукой: «Ваяйте. Пусть будет мой каприз». Подъем на большой Каприз идет вдоль канала и обсажен по сторонам елочками. Маленький павильон в китайском стиле и идеально отреставрированный комплекс зданий в китайском стиле, беседки на каменных стреловидных опорах, опять же, в стиле Поднебесной. Беседки - домики, с дверями, с застекленными рамами. Висят на опорах над водой, специально вырытых прямых каналов Александровского парка.
Императрица недолюбливала сынка Павла. А вот внучонка Александра обожала. Павел, еще не будучи императором, предпочитал жить в Гатчине (площадь - плац - перед дворцом, полосатые будки, караульные, муштра, парады, немецкие кители на гвардейцах). Для внука государыня приказала построить солидный дворец в стиле ампир. Взялся за дело архитектор Бренна, а сама царскосельская резиденция - один из лучших дворцов, выстроенный гениальным Растрелли в стиле барокко. Особенно хороша златоглавая церковь. Одних атлантов и кариатид столько, что я и не считал.
Жгуче захотелось внутрь. Давно не стоял посреди Янтарной комнаты. Спустились вдоль Камероновой галереи, обогнули крутую лестницу. В.: «А вот мой любимый Геракл, а там, у озера, - умирающий галл».
Геркулес - мощнейший мужик (голый, бородатый) громоздился у самого края стены, ограничивающей лестницу. Мимо Екатерининского сада поднялись к входу в музей. Очередь. Морозец, и желающие увидеть Растрелливское чудо изнутри шевелятся, переминаются с ноги на ногу. Спереди две пожилые пары. За нами пристраиваются соплюшки (действительно, соплюшки: носы красные, одеты легко, беспрерывно трут носы платочками). Одна тарахтит: «Только открыла Ольгину страничку в фэйсбуке, как тут же маман. Расстроена, орет из-за компьютера. Мол, я с ума сошла. Представляешь? Молчу. Досталось еще больше. Ну сил нет - орет, чтобы ушла от компьютера. Естественно, не выдержала. Давай тоже орать про то, что ее хахаль, Володька этот, ну, говорила тебе про него, автомеханик пузатый, с ее подругой Валькой уперся неизвестно куда. Маман тут вообще побелела, губы дрожат, убивать собралась. Подхватилась и - к тебе. В музей, что ли, сходим, я хоть успокоюсь».
Интересно - выдержат мороз или нет? Люда (и у «тарахтелки» тоже) - узкие джинсы, носочки легонькие, по щиколотку, узенькие тапочки. Щиколотка голая. Посмотрел на свои толстые «райкеры», стало хорошо - стужа нипочем. В. пошел стрельнуть покурить. М. говорит: «Видишь - «Руина», башня такая. От нее земляная горка. Гости Екатерины страшно любили аттракцион. Зальют спуск льдом, катаются на санках. Катание на льду, горки крутые - объединяющий момент культуры, проблеск демократии, «впаянный» в наше чувство времени. Риск, скорость, веселье. Какой русский не любит быстрой езды! Всякий любит - и холоп, и царь».
Я: «Руины тоже нравятся. Строим-строим, потом ломаем. Дорога-то от руин начинается». Впереди стоящие подхватывают: «Сами рушим от лихости, от дури. Немцы от дворца руины оставили. Европейцы любят крушить то, что не ими построено. Зачем разбили Царское село? Дворец изуродовали - зачем? Вон какая красота - столетия стоять будет». М.: «Развалины объединяют Европу. Пейзажи среди римских развалин. Дикость варварская перед красотами Рима устояла. Ладно - у итальянцев были каменные стены (греческие). Они росписями занимались. А у норманнов, галлов, викингов, вандалов каменных стен не было. Не на чем было и рисовать. Если и было что, то - маленькое: графика, шрифты всякие, книжная миниатюра. У них и гений в графике прославился - Дюрер. У Романа Поланского в «Девятых вратах» книжное начало хорошо показано. У голландских живописцев в композиции нет завершения. У Брейгеля, в «Охотниках на снегу», все движется и нет ничего замершего: собаки выходят с правого края картины, деревья упираются в небо, а вершины не видны. Птицы летят, «рассекая» изображаемое на слои. Сани везут бревна. Старуха волочит хворост. Дети катаются на коньках… В композиции преобладает верхняя точка. Художник глядит на все из-под небес. И в «Жатве», и в «Охотниках на снегу» Брейгеля «мужицкого» мир лежит в огромных ладонях Бога. Вот и Петр Великий выбрал гребень холма, чтобы построить дворец. Стоим на морозе и смотрим на парк сверху вниз».
Tags: Питер
Subscribe

  • Между прочим

    В деловом ключе обсудили проблемы Ибресинского района с его руководством. Больная тема: отремонтировали районную поликлинику. Глава республики…

  • Между прочим

    Праздник праздником, но и у урмарских спортсменов есть проблемы и просьбы. Попытаюсь помочь их решить.

  • Между прочим

    Встреча с руководством Урмарского района.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments