i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Про альтернативные доклады

Сегодня присутствовал на пресс-конференции Минфина Чувашской Республики. Основные впечатления послужили основой для новости на нашем партийном сайте (Минфин Чувашии в срочном порядке провел пресс-конференцию).

Ниже публикую текст моего выступления 22 мая на пятой сессии Госсовета Чувашии с альтернативным докладом об исполнение бюджет ЧР за 2011 год. Наша фракция решила придать определённый объём сухим цифрам. К делу были подключены серьёзные специалисты. Как раз накануне пятой сессии появился текст будто бы написанный Игнатьеву Фёдоровым. Развернулась бурная дискуссия, следствием которой стало письмо и пресс-конференция министра Ноздрякова.

Фёдоров писал этот текст или не Фёдоров, но надо 
отдать должное профессионализму составителей. Много в тексте правды.

Смею предположить (знал этого специалиста в течение многих лет), что к созданию данного материала имел отношение бывший министр финансов Николай Васильевич Смирнов. Меня поразило совпадение некоторых выводов доклада нашей
фракции и текста, который выдают за фёдоровский. После сессии проводили заседание фракции прямо в зале Госсовета. К нам подошёл Юрий Алексеевич Попов. Он сказал примерно следующее: "Друзья ведь Фёдоров был ваш лютый враг, а
теперь получается вы заодно?" В ответ мы дружно рассмеялись. Фёдоров как не был нашим союзником или другом, таковым он остаётся и в настоящее время. Но объективность разумной деятельности иногда удивляет.

Анализ итогов социально-экономического развития и исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в 2011 году


В проекте закона Чувашской Республики «Об исполнении республиканского бюджета ЧР за 2011 год» отмечено, что 2011 год характеризуется укреплением и развитием положительной динамики экономического роста. Обеспечен прирост промышленного (113,5 %) и сельскохозяйственного производства (145,7 %), жилищного строительства, розничного товарооборота, реальной заработной платы, замедлились темпы инфляции, улучшилось финансовое состояние организаций. Показатели по указанным отраслям и сферам деятельности сравнивается с аналогичными показателями по Российской Федерации. Проведенный в проекте закона анализ показывает, что в Чувашской Республике во всех значимых направлениях деятельности идет опережение средних показателей по Российской Федерации. По данным отчета следует, что наша республика, чуть ли не самая лучшая среди субьектов страны, хотя в реальной жизни картина прямо противоположная.

Вернемся к динамике экономического роста, о котором было сказано выше. Во-первых, судя по отчету, его разработчики не понимают, что такое «положительная динамика». В практике управления экономикой принято считать, что положительная динамика это устойчивая рост экономики за несколько последних лет (как правило, 3-5 лет) или же за устойчивый рост экономики по сравнению с годом максимального экономического роста. Сравнение основных показателей по сравнению с предыдущим годом является некорректным, так как он не отражает бюджетную эффективность при реализации экономической политики в республике. Поэтому, абсолютно не правильно сравнивать итоги исполнения бюджета и социально-экономического развития ЧР в 2011 году лишь с предыдущим, 2010 годом, необходимо это сделать с докризисным 2008 годом (хотя кризис начался в середине этого года).

Исходя из анализа основных показателей республиканского бюджета Чувашской Республики (таблица 1), в 2011 году доходы (30 887,0 млн. рублей) и расходы (30 424,6 млн рублей) бюджета в числовом выражении по сравнению с предыдущими годами выросли. Однако если рассмотреть долю отдельных статей доходов и расходов в их общей сумме, можно сделать вывод, что практически по всем подразделам идет их уменьшение по сравнению как с 2010 так и с 2009 годом. Отметим, что это тревожная тенденция в развитии экономической ситуации в нашем регионе. Например, по итогам социально-экономического развития Чувашской Республики в 2011 году «строительство и ввод жилья» по сравнению с 2010 годом дают прирост на 105,7 % и 101,4 % соответственно, а по сравнению с 2008 годом они дают всего лишь 59,5 % и 90,3 % соответственно. То есть в 2011 году по этим отраслям республика даже не вышла на уровень 2008 года. При этом следует отметить, что строительство жилья является одним из главных приоритетных национальных проектов Чувашской Республики. В целом такая ситуация наблюдается сплошь и рядом.

Собственные доходы, в бюджете республики, начиная с 2008 года и заканчивая 2010 годом (включительно), снижались. В 2011 году они выросли по сравнению с 2010 годом на 1 839,1 млн рублей, в большей степени за счет увеличения налоговых доходов и незначительного увеличения неналоговых поступлений. Данное увеличение было вызвано изменением структуры собственных доходов в рамках реструктуризации бюджетной системы. Однако доля собственных доходов в общей сумме доходов республиканского бюджета в 2011 году составила 52,6 %, что меньше на 0,3 % по сравнению с 2010 годом и на 4,9% по сравнению с 2008 года. Все это не свидетельствует о том, что экономическая ситуация в республике ухудшилась. В структуре собственных доходов в 2011 доля налоговых и неналоговых поступлений по сравнению с 2010 годом также уменьшилась на 0,1% и 0,2% соответственно, хотя в суммарным выражении наблюдается их рост. Увеличение суммы налоговых поступлений в 2011 году характеризуется увеличением налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты и экономику региона в целом, что ведет к снижению инвестиционной привлекательности республики, ухудшению положения малого и среднего предпринимательства и снижению качества жизни населения.

Увеличение неналоговых поступлений на 21,4 млн рублей в 2011 году в основном было связано с ростом доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (составили 358 млн рублей), а также доходов от продажи материальных и нематериальных активов (составили 71,9 млн рублей). Однако в то же время наблюдается уменьшение доли доходов от оказания платных услуг, которые в 2011 году составили всего 15,1 млн рублей, что на 16,8 млн рублей меньше чем в 2010 году и на 43,6 млн рублей меньше чем в 2008 году. Снижение доли доходов от оказания платных услуг является весьма отрицательным для развития экономики Чувашской Республики. Следует отметить, что в бюджете Чувашской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов наблюдается существенное снижение поступлений доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: сокращается в 2012 году по отношению к 2011 году на 17,2%, а в 2014 по отношению к 2011 году сокращение составит 25,8%. Что также усложняет сложившуюся к данному времени ситуацию и свидетельствует о запланированном неэффективном подходе к использованию регионального собственности.

Анализ исполнения расходных обязательств Чувашской Республики показывает, что они в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета. Так в 2011 году безвозмездные поступления увеличились по сравнению с 2010 годом и составили 14636,6 млн рублей или 47,4% от общей суммы доходов. Однако в республиканском бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов наблюдается обратная картина:

- в 2012 году безвозмездные поступления запланированы в размере 9899,2 млн рублей, что на 32,4% меньше чем 2011 году;

- в 2013 году безвозмездные поступления составят 5859 млн рублей, что на 60% меньше по сравнению с 2011 годом;

- в 2014 году безвозмездные поступления ожидаются в сумме 5966,6 млн рублей, что на 59,2 % меньше по сравнению с 2011 годом;

Проанализировав исполнение расходной части республиканского бюджета можно сказать, что величина расходов в 2011 году составила 30 424,6 млн рублей, что незначительно выше (на 3,7%), чем в 2010 году, на 9,1% чем в 2009 году и на 7,6% по сравнению с 2008 годом. В целом в 2011 году наблюдается увеличение по всем разделам расходов. Значительное увеличение затронуло такие разделы как «Образование», «Здравоохранение», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Культура, кинематография, СМИ». Отметим, что в 2011 увеличение расходов по данным статьям было вызвано выполнением приоритетных национальных проектов.

Однако, если проанализировать долю отдельных статей расходов в их общей сумме, по отдельным разделам наблюдается их снижение. В частности расходы на национальную экономику в 2011 году составили 19% от общей суммы доходов, в 2010 году они составляли 19,4%, а в 2008 году - 27%. Отметим, что от величины расходов бюджета по статье «национальная экономика» напрямую зависит развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры региона.

Также хотелось бы остановиться на сельском хозяйстве, так как Чувашская Республика позиционируется как сельскохозяйственный регион и около 40% населения республики являются жителями сельской местности. В настоящее время в республике реализуется национальный проект развитие АПК. В 2011 году по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» было выделено 2004,1 млн рублей, из которых 1 154,6 млн рублей (57,6%) поступило из федерального бюджета РФ. Эти средства в основной своей массе направлялись на поддержку сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств (СХПК, КФХ, ООО). Однако следует отметить, что поставщиком значительной доли сельскохозяйственной продукции (например, мяса и молока) являются личные подворные хозяйства, которые не имеют той реальной финансовой поддержки из республиканского бюджета, которую заслуживают. Кроме того, закупка продукции с личных подворий производится по значительно заниженным ценам, которые в 3-4 раза ниже конечных цен, установленных в торговых организациях республики (в частности, в отдельных районах республики молоко закупается по цене 12 рублей за литр). Все это также снижает конкурентоспособность республики в целом. И в сфер производства сельхозпродукции и не позволяет занять достойное место среди сельхозпроизводителей других регионов.

В 2011 году по результатам исполнения бюджета Чувашской Республики был получен профицит в размере 462,4 млн рублей (при плановом дефиците в размере 3 239,2 млн рублей). Республиканский бюджет за 2011 год был исполнен по доходам на 102,3% к годовым плановым назначениям, по расходам - на 91%. Однако мнимый профицит бюджета в 2011 году свидетельствует не об эффективности использования бюджетных средств, а о преступной халатности органов исполнительной власти в освоении федеральных субсидий при осуществлении тех или иных проектов и программ, что влечет недофинансирование по отдельным статьям расходов республиканского бюджета. В конечном итоге все сказывается на социальном и экономическом развитии республики, уровне конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона, а также на уровне и качестве жизни населения Чувашской Республики.

Из всего отмеченного выше можно сделать вывод, что исполнение бюджета ЧР в 2011 году не способствовало стабильному комплексному развитию, экономическому росту региона, улучшению социально-экономической ситуации и деловой активности в республике. Кроме того, если рассмотреть республиканский бюджет ЧР на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, сравнение основных параметров бюджета за 2011 год с параметрами на плановые периоды на 2013, 2014 годов показывают, что улучшение социально-экономического положения в республике не ожидается. В частности, предполагается снижение расходов бюджета ЧР по таким социально значимым статьям как «жилищно-коммунальное хозяйство», «физическая культура и спорт», «национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «национальная экономика», «социальная политика». В то же время социальная политика объявлена приоритетным направлением государственной политики РФ. Все это не соответствует целям, заявленным в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2012 года.

 

Tags: Игнатьев
Subscribe

  • Между прочим

    В деловом ключе обсудили проблемы Ибресинского района с его руководством. Больная тема: отремонтировали районную поликлинику. Глава республики…

  • Между прочим

    Праздник праздником, но и у урмарских спортсменов есть проблемы и просьбы. Попытаюсь помочь их решить.

  • Между прочим

    Встреча с руководством Урмарского района.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments