Ниже публикую текст моего выступления 22 мая на пятой сессии Госсовета Чувашии с альтернативным докладом об исполнение бюджет ЧР за 2011 год. Наша фракция решила придать определённый объём сухим цифрам. К делу были подключены серьёзные специалисты. Как раз накануне пятой сессии появился текст будто бы написанный Игнатьеву Фёдоровым. Развернулась бурная дискуссия, следствием которой стало письмо и пресс-конференция министра Ноздрякова.
Фёдоров писал этот текст или не Фёдоров, но надо отдать должное профессионализму составителей. Много в тексте правды.
Смею предположить (знал этого специалиста в течение многих лет), что к созданию данного материала имел отношение бывший министр финансов Николай Васильевич Смирнов. Меня поразило совпадение некоторых выводов доклада нашей
фракции и текста, который выдают за фёдоровский. После сессии проводили заседание фракции прямо в зале Госсовета. К нам подошёл Юрий Алексеевич Попов. Он сказал примерно следующее: "Друзья ведь Фёдоров был ваш лютый враг, а
теперь получается вы заодно?" В ответ мы дружно рассмеялись. Фёдоров как не был нашим союзником или другом, таковым он остаётся и в настоящее время. Но объективность разумной деятельности иногда удивляет.
Анализ итогов социально-экономического развития и исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в 2011 году
В проекте закона Чувашской Республики «Об исполнении республиканского бюджета ЧР за 2011 год» отмечено, что 2011 год характеризуется укреплением и развитием положительной динамики экономического роста. Обеспечен прирост промышленного (113,5 %) и сельскохозяйственного производства (145,7 %), жилищного строительства, розничного товарооборота, реальной заработной платы, замедлились темпы инфляции, улучшилось финансовое состояние организаций. Показатели по указанным отраслям и сферам деятельности сравнивается с аналогичными показателями по Российской Федерации. Проведенный в проекте закона анализ показывает, что в Чувашской Республике во всех значимых направлениях деятельности идет опережение средних показателей по Российской Федерации. По данным отчета следует, что наша республика, чуть ли не самая лучшая среди субьектов страны, хотя в реальной жизни картина прямо противоположная.
Вернемся к динамике экономического роста, о котором было сказано выше. Во-первых, судя по отчету, его разработчики не понимают, что такое «положительная динамика». В практике управления экономикой принято считать, что положительная динамика это устойчивая рост экономики за несколько последних лет (как правило, 3-5 лет) или же за устойчивый рост экономики по сравнению с годом максимального экономического роста. Сравнение основных показателей по сравнению с предыдущим годом является некорректным, так как он не отражает бюджетную эффективность при реализации экономической политики в республике. Поэтому, абсолютно не правильно сравнивать итоги исполнения бюджета и социально-экономического развития ЧР в 2011 году лишь с предыдущим, 2010 годом, необходимо это сделать с докризисным 2008 годом (хотя кризис начался в середине этого года).
Исходя из анализа основных показателей республиканского бюджета Чувашской Республики (таблица 1), в 2011 году доходы (30 887,0 млн. рублей) и расходы (30 424,6 млн рублей) бюджета в числовом выражении по сравнению с предыдущими годами выросли. Однако если рассмотреть долю отдельных статей доходов и расходов в их общей сумме, можно сделать вывод, что практически по всем подразделам идет их уменьшение по сравнению как с 2010 так и с 2009 годом. Отметим, что это тревожная тенденция в развитии экономической ситуации в нашем регионе. Например, по итогам социально-экономического развития Чувашской Республики в 2011 году «строительство и ввод жилья» по сравнению с 2010 годом дают прирост на 105,7 % и 101,4 % соответственно, а по сравнению с 2008 годом они дают всего лишь 59,5 % и 90,3 % соответственно. То есть в 2011 году по этим отраслям республика даже не вышла на уровень 2008 года. При этом следует отметить, что строительство жилья является одним из главных приоритетных национальных проектов Чувашской Республики. В целом такая ситуация наблюдается сплошь и рядом.
Собственные доходы, в бюджете республики, начиная с 2008 года и заканчивая 2010 годом (включительно), снижались. В 2011 году они выросли по сравнению с 2010 годом на 1 839,1 млн рублей, в большей степени за счет увеличения налоговых доходов и незначительного увеличения неналоговых поступлений. Данное увеличение было вызвано изменением структуры собственных доходов в рамках реструктуризации бюджетной системы. Однако доля собственных доходов в общей сумме доходов республиканского бюджета в 2011 году составила 52,6 %, что меньше на 0,3 % по сравнению с 2010 годом и на 4,9% по сравнению с 2008 года. Все это не свидетельствует о том, что экономическая ситуация в республике ухудшилась. В структуре собственных доходов в 2011 доля налоговых и неналоговых поступлений по сравнению с 2010 годом также уменьшилась на 0,1% и 0,2% соответственно, хотя в суммарным выражении наблюдается их рост. Увеличение суммы налоговых поступлений в 2011 году характеризуется увеличением налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты и экономику региона в целом, что ведет к снижению инвестиционной привлекательности республики, ухудшению положения малого и среднего предпринимательства и снижению качества жизни населения.
Увеличение неналоговых поступлений на 21,4 млн рублей в 2011 году в основном было связано с ростом доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (составили 358 млн рублей), а также доходов от продажи материальных и нематериальных активов (составили 71,9 млн рублей). Однако в то же время наблюдается уменьшение доли доходов от оказания платных услуг, которые в 2011 году составили всего 15,1 млн рублей, что на 16,8 млн рублей меньше чем в 2010 году и на 43,6 млн рублей меньше чем в 2008 году. Снижение доли доходов от оказания платных услуг является весьма отрицательным для развития экономики Чувашской Республики. Следует отметить, что в бюджете Чувашской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов наблюдается существенное снижение поступлений доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: сокращается в 2012 году по отношению к 2011 году на 17,2%, а в 2014 по отношению к 2011 году сокращение составит 25,8%. Что также усложняет сложившуюся к данному времени ситуацию и свидетельствует о запланированном неэффективном подходе к использованию регионального собственности.
Анализ исполнения расходных обязательств Чувашской Республики показывает, что они в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета. Так в 2011 году безвозмездные поступления увеличились по сравнению с 2010 годом и составили 14636,6 млн рублей или 47,4% от общей суммы доходов. Однако в республиканском бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов наблюдается обратная картина:
- в 2012 году безвозмездные поступления запланированы в размере 9899,2 млн рублей, что на 32,4% меньше чем 2011 году;
- в 2013 году безвозмездные поступления составят 5859 млн рублей, что на 60% меньше по сравнению с 2011 годом;
- в 2014 году безвозмездные поступления ожидаются в сумме 5966,6 млн рублей, что на 59,2 % меньше по сравнению с 2011 годом;
Проанализировав исполнение расходной части республиканского бюджета можно сказать, что величина расходов в 2011 году составила 30 424,6 млн рублей, что незначительно выше (на 3,7%), чем в 2010 году, на 9,1% чем в 2009 году и на 7,6% по сравнению с 2008 годом. В целом в 2011 году наблюдается увеличение по всем разделам расходов. Значительное увеличение затронуло такие разделы как «Образование», «Здравоохранение», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Культура, кинематография, СМИ». Отметим, что в 2011 увеличение расходов по данным статьям было вызвано выполнением приоритетных национальных проектов.
Однако, если проанализировать долю отдельных статей расходов в их общей сумме, по отдельным разделам наблюдается их снижение. В частности расходы на национальную экономику в 2011 году составили 19% от общей суммы доходов, в 2010 году они составляли 19,4%, а в 2008 году - 27%. Отметим, что от величины расходов бюджета по статье «национальная экономика» напрямую зависит развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры региона.
Также хотелось бы остановиться на сельском хозяйстве, так как Чувашская Республика позиционируется как сельскохозяйственный регион и около 40% населения республики являются жителями сельской местности. В настоящее время в республике реализуется национальный проект развитие АПК. В 2011 году по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» было выделено 2004,1 млн рублей, из которых 1 154,6 млн рублей (57,6%) поступило из федерального бюджета РФ. Эти средства в основной своей массе направлялись на поддержку сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств (СХПК, КФХ, ООО). Однако следует отметить, что поставщиком значительной доли сельскохозяйственной продукции (например, мяса и молока) являются личные подворные хозяйства, которые не имеют той реальной финансовой поддержки из республиканского бюджета, которую заслуживают. Кроме того, закупка продукции с личных подворий производится по значительно заниженным ценам, которые в 3-4 раза ниже конечных цен, установленных в торговых организациях республики (в частности, в отдельных районах республики молоко закупается по цене 12 рублей за литр). Все это также снижает конкурентоспособность республики в целом. И в сфер производства сельхозпродукции и не позволяет занять достойное место среди сельхозпроизводителей других регионов.
В 2011 году по результатам исполнения бюджета Чувашской Республики был получен профицит в размере 462,4 млн рублей (при плановом дефиците в размере 3 239,2 млн рублей). Республиканский бюджет за 2011 год был исполнен по доходам на 102,3% к годовым плановым назначениям, по расходам - на 91%. Однако мнимый профицит бюджета в 2011 году свидетельствует не об эффективности использования бюджетных средств, а о преступной халатности органов исполнительной власти в освоении федеральных субсидий при осуществлении тех или иных проектов и программ, что влечет недофинансирование по отдельным статьям расходов республиканского бюджета. В конечном итоге все сказывается на социальном и экономическом развитии республики, уровне конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона, а также на уровне и качестве жизни населения Чувашской Республики.
Из всего отмеченного выше можно сделать вывод, что исполнение бюджета ЧР в 2011 году не способствовало стабильному комплексному развитию, экономическому росту региона, улучшению социально-экономической ситуации и деловой активности в республике. Кроме того, если рассмотреть республиканский бюджет ЧР на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, сравнение основных параметров бюджета за 2011 год с параметрами на плановые периоды на 2013, 2014 годов показывают, что улучшение социально-экономического положения в республике не ожидается. В частности, предполагается снижение расходов бюджета ЧР по таким социально значимым статьям как «жилищно-коммунальное хозяйство», «физическая культура и спорт», «национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «национальная экономика», «социальная политика». В то же время социальная политика объявлена приоритетным направлением государственной политики РФ. Все это не соответствует целям, заявленным в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2012 года.