i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Декабрь-январь 2015-2016 года. 99

Быстрый шаг и теплый ветерок овевает разгоряченную голову. Остановиться бы, поздороваться с хорошо знакомыми картинами, как со старыми знакомыми. Специально не останавливаюсь. Чувство - будто бы царь, правитель фантазий, нанесенных на холст. Кораблики в бурном море, у голландцев - мои. Они же рисовали кабаки и подпитых простолюдинов - пьют-то за мой счет. Блудный сын припадает к телу ветхого папы - это я уговорил его, нищего, преодолеть стыд и явиться в родительский дом. Не будь меня - царя-зрителя, кому были бы нужны дощечки, кусочки ткани, потемневшие рамы? В музеях бессовестно, эгоистично богат. Никуда не денутся - ни Юдифь, ни Даная, ни Саул с Давидом.
В Москве, в Третьяковке, взяли моду - везут сразу всё. Трах-тарарах - и вот вам, почти весь Серов. Готовятся везти Айвазовского в несъедобных количествах, Рафаэля, Пиранези. Поговаривают про пинакотеку Ватикана. Москва - мешочный город. Проходной двор. В искусстве - подход оптового предложения. Не выставочные залы, а супермаркеты, и публика ломится, словно на дешевой распродаже. Походил-побродил, а не овладел.
В Эрмитаже - иное. Антонелло да Мессина - одна работа. Но какая! От нее идут лучи. У тебя есть сеть-душа. Тончайшее излучение прекрасного ловит стопроцентно. Никакой компьютер не заменит. Около да Мессины стоял час, все «впитывал» таинственное «свечение». Грубое сравнение: клад, гребешь золото, но уже некуда, не поднять. Наливаешься «соком» прекрасного, еле стоишь, отяжелевший, возле полотна. Ноги не подъемны, нет сил покинуть груду сокровищ. А все же лечу мимо освоенного, взятого в память навсегда.
Люди заворожено смотрят на бриллиант. Лица напряжены, рты приоткрыты в изумлении. Точно такое же выражение у человека, впервые увидевшего картину Леонардо. Помня о том, что Москва - город колбасы, а Ленинград - город пирожных, настраиваюсь на сладенькое. В этот раз - Федерико Баретти, «Явление Христа Марии Магдалине». Мастер позднего Возрождения. Работа - не маленькая, но и с полотнами Тьеполо не сравнить. Размер средний, ощущение потрясающее. Пусть обвиняют позднее Возрождение в нарочитой изощренности, в «сладкости». Люблю сладкое! Не очень дорогое. Пирожные-корзиночки, коржики, петушки на палочке - мое. Жареные пирожки с повидлом, с яблоками, с творожком - улет! Баретти - пряничек с начинкой, мягкий, белый, с глазурью. Зал, где размещают диковинки, - 260-ый. Небольшие выставки, сравнимые с экспозицией драгоценных механических игрушек, можно увидеть в помещении №307.
Сотни залов, набитые несметными ценностями! Каждое помещение уникально в оформлении. Пространство, заполненное древнегреческой посудой - это ли не чудо: мощные серые колонны, наборный паркет. Некоторые кувшины помещены под стеклянные колпаки. Я, насытившийся золотым кремом искусства, с жалостью вспоминаю о несчастных людях. Они не видели камеи Гонзаго! Кое-что из выставленного не является моими «друзьями». Луиз Буржуа, странная старуха, налепившая по всей Европе фантасмагорические скульптуры, подарила Зимнему ядовито-зеленое существо (то ли гепарда, то ли грифона с множеством женских грудей на передней части тела). Выкинуть бредятину неудобно. Поставили в маленький зальчик с древнеримскими светильниками. Там ее и увидел в первый раз. Содрогнулся. В этот раз уродину на привычном месте не обнаружил. Неужели выбросили? Или отдали стервозной дамочке, наподобие Ксюши? И лишь случайно обнаружил резиновую многогрудку. Не буду говорить, где она теперь стоит, чтоб другие не раскопали.
Войдя в зал, где развернули экспозицию «Земля Грифона», погрузился в атмосферу Восточного Крыма. Сухие желтые травы, курганы, вольные ветра и выцветшее на солнце небо. Беспокойный пролив между Черным и Азовским морями. Греки считали Восток Крыма далеким Севером. Кажется, Страбон, описывая край земли, заявил, что охраняет границу между царством людей и бесконечностью страшный зверь, крылатый Грифон. Похож на барса с крыльями. В мире бесконечности - высокие горы, над которыми парит крылатая кошка.
Tags: Питер
Subscribe

  • Между прочим

    23 февраля 2024 года, Москва. Новая Третьяковка. Теплов Валентин Павлович, «Композиция». Часть пятая.

  • Между прочим

    23 февраля 2024 года, Москва. Новая Третьяковка. Теплов Валентин Павлович, «Композиция». Часть четвертая.

  • Между прочим

    9 сентября 2024 года. Несколько слов о реконструируемом аэропорту города Чебоксары.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments