i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Декабрь-январь 2015-2016 года. 93

Телеман - из забытых, но не до конца. В последнее время стал популярен. Написал сотни концертов, симфоний. Писал оратории, поражает плодовитостью. Не только коллектив, но и индивидуальные поползновения расцветают пышно. К каждому застолью, прогулке – своя мелодия. Бах, Гендель и иные интересовались приемами великого труженика: сотни произведений и - без повторов. Телеман создал способ барочного звучания, исполнения, сочинительства.
Метод в музыке не менее важен, чем в науке. Придешь подстричься, а там - мастер расстроенный. Работает металлической расческой. Ее можно вести мягонько, а можно швырять на башку так, что черепушка звенеть начинает. Ножницами стрижка приемлема, но, если волос чуть потянуть, то - больно. Или электрическая машинка - веди ее, как плуг по невспаханному полю, и ощутишь прелести жизни. XYI-XYIII века (Георг Филипп Телеман жил в XYIII столетии) напоминали ласковые прикосновения расчесок, ножниц, кисточек, щеточек, пуховичков для пудры. Сочинения непротивления - вот чем соблазнялись немец и англичанин, француз и итальянец. Искушение, отбрасывавшее в сторону народные наигрыши, воплотилась в суровую тяжесть органных звуков. И Бах, и Гендель, и Глюк писали на церковные темы, но по заказу тех людей, которые слушали мессу, прелюдию, а через полчаса, бодро уминая куриную ножку, внимали тому же композитору, но только с музыкой иного свойства.
Светская музыка - всеядна. В ней можно все, но лучше пусть «расческа» гладит, а ножнички, пощелкивая, ласкают. Всеядность с материальным расчетом. Деньги. И - следующее: Бога нет, все позволено. В России - скоморохи, ряженые, гусляры, заунывные бабские стоны зимними вечерами. Вот и вся «светская» музыка. Никаких тебе дам в напудренных париках, дядек в тонких лосинах, а бородатые мужики да лапти, подшитые кожей. Монахи - в черном, строгие, вышибают слезу раскаяния - «Да исправится молитва моя, я, грешный, пред тобою».
С Петра I-го - школа западного, светского звучания. Более ста лет минуло, пока появилась русская опера «Жизнь за царя». Потом - как прорвало. Достоевский кричит: «Бога нет, значит, все позволено». Вот она, вседозволенность, в зреющих сочинениях Даргомыжского и Чайковского, Бородина и Римского-Корсакова. Какие голоса были! Концентрация свободы зазвучала у Шаляпина и Собинова. Мусоргский - гений и, вероятно, более высокий, нежели Вагнер. Вагнер с Мусоргским - выход в иную реальность. Там приемлемы «зверские ножницы», «расчески-колотушки». Когда бьют беспрерывно по голове - муссируют неприятное. А оно будет мысль. Послушаешь полчаса «Хованщину» - ощущаешь: мысль забегала, как ошпаренная, дремота испарилась, кровь вскипела. Слушайте «Александра Невского» Прокофьева, седьмую симфонию Шостаковича – эффект будет тот же.
Музыка для застолий всегда начиналась с бодрой части. Вступление и оживленная фуга (чтобы хорошо поевший государь очнулся). Завершение насыщается народными танцевальными наигрышами. Альберта Швейцера удивляла загадка Баховской музыки: неразрывное сплетение высокого религиозного начала и праздничной приподнятости, игривости.
Трагический творец - Моцарт. Реквием, тридцать девятая, сороковая, сорок первая симфонии. Сложнейшая фактура поздних опер. А все «прекрасная дама» - трубадуры, менестрели.
Телемановский концерт для двух альтов и струнных, соль мажор, - произведение-энциклопедия: всего понемножку. Почти все оркестровые и инструментальные жанры: оркестровая сюита, квартет, концерт, трио-соната, сольная соната, завершение. Автор мстит сытно кушающим господам. Они праздно прогуливаются по аллеям и не догадываются (в силу лени и легкомыслия), какие богатства «открывает» мастер. «Не мечите бисер перед свиньями», а тут намеренное «рассыпание» бесчисленных жемчугов - чтоб вы поскользнулись на одной из горошин.
Гендель делал упор на музыку со словами. И допускал беспрерывную импровизацию. Родной дедуля джазменов. Попробуйте импровизировать в жестких правилах барочной классики! Но, благодаря этому умению, Георг Фридрих Гендель стал родоначальником различных жанров в инструментальной музыке. Эта музыка исполнялась в садах и парках, в беседках и на верандах. Садов было много в окрестностях Лондона. Георга Фридриха любил английский король Георг I.
Tags: Питер
Subscribe

  • Один в городе

    Приехав в город старый, Доселе незнакомый, Брожу один, не парой, Свободный и суровый. В котомке красно-яркой, Надкушенный батон Да фляжечка с…

  • Вино

    Все кровь да кашель сушат грудь. Долина смерти – вот она. Хитрюгу-смерть не обмануть, Все силы выпила до дна. Твердят про страх, но смертен он, И…

  • Смерч

    Растревожил суховей Шкуру рыжую полей, Пламя желтое несет, Тонким голосом поет. Голос звонкий, как кинжал, Косит травы и цветы. Разыгрался и порвал…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments