i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. Декабрь-январь 2015-2016 год. 90

До Филармонии еще три часа. Болтаюсь по городу. На Фонтанку-то попал от дома Блока. Хорош ли Блок? По мне так хорош. Есть в нем запоздалый выверт трубадурства: «Ты в синий плащ печально завернулась…». Пил, писал (в «Незнакомке»): «По вечерам над ресторанами…». Дружок его, Бугаев, затеял странные ухаживания за Любой, женой. Не русское это, сколько бы ни клялся поэт: «Да, скифы мы…». Что предложила Русь, кроме византийщины, измазанной кровью? Зачатки парламентаризма в Новгороде задушили. Русский царь грубо, дико вытоптал ордынских перегрызшихся ханов. Но железные методы управления присмотрел и для себя. Восток - дело тонкое. Россия - дело толстое. Смешат нас судами-парламентами. Попробуй-ка выживи в российской властной фантасмагории.
Бывают периоды, когда Византия, перемешанная с ордынскими порядками, для Руси спасительна. Пример - вторая Мировая. Это - не хорошо и не плохо. Это - так. Почему Блок не вписывается (еще Тургенев, Бунин)? Культ дамопочитания. В России не было культа прекрасной дамы. Рыцари с розами не гремели доспехами под окнами. И только Блок: «Роза и крест». Не запоздалость, а символический, запоздалый выверт. И в Москве так манерно не писали. Толстой предвидел: женщина, как Дама - разрушительна - Анна Каренина, Маша из «Живого трупа». Обоснование - Крейцерова соната. А уж «Смерть Ивана Ильича» - и говорить нечего.
Другой, Достоевский - одни страшные проказницы: Настасья Филипповна в «Идиоте». Трагедию важнейшей темы в истории Руси, ее слома (Россия - женщина) сильнее всех выразил коренной москвич Островский («Гроза» - Катерина). Так что ж такого в нашей стране необычного? Искусство и вера. Вещи, без которых человек не может жить.
От дома Блока вышел на Фонтанку. Прохватил морозный ветер. Бледное, пробивалось сквозь серую дымку облаков солнце. Выветрились из головы мысли об истории, навеянные снами.
Раздражают кусочки мяса, застрявшие между зубами. Символ нечистоты. Сую пальцы в рот, да они подстрижены, нечем поддевать ушедшую в расщелины мякоть. Нет зубочистки. Хороший мозг, воспитанный скептически, сродни зубочистке. Кость зуба, вареная коровья плоть. Нервничаешь, достать не можешь. Так и с заковыристыми вопросами. Мозг-зубочистка тут подмога. Чем больше крови, тем больше чистоты должно быть на противоположном краю бытия.
Женщина - вторая проблема искусства. Ибо сильно влечение. Инстинкт бушует. Он - брат насилию, но он же выводит и на женщину, которая может стать матерью твоих детей. С женщиной и радостно, и больно. Эталон для России - Византия. Там, по слухам, создана «базовая» икона «умиления» - Владимирская Божья Матерь. В XI веке привезли под Киев, в Вышгород. Оттуда Андрей Боголюбский переместил ее во Владимир. Вслед за Киевом Владимир долго считался на Северо-Восточной Руси главным городом. Добивались ярлыка самолюбивые князья именно на Владимирский стол. Там - духовный символ будущего Русского государства. На иконе младенец (уже в одежде, что указывает на его будущий титул - царь мира сего) нежно прильнул, с преданным взглядом, к материнской груди. А мать на него не смотрит. Она устремила взор туда, где ждет черная беда. И называют ее присно девой (высшей, чистой). Непорочность. Абсолютность. Способность видеть будущее и знать: беду одолеет только сын ее.
Якобы, первым изобразил Божью Матерь Лука (отсюда и все братство художников именует себя братством Луки). Протопоп Аввакум о присно деве: «Персты рук твоих тонкокостные». Хранители образа присно девы - лютые революционеры: Николай Гаврилович Чернышевский: «Не отдавай поцелуя без любви…». Владимир Ильич Ульянов: «Дорогая мамочка, береги себя» (мать для Ленина дороже и Крупской, и Арманд). Да Аввакум - не революционер ли? Что же в России на противоположном от крови краю: сначала присно дева, и только потом Богородица. Запад: Богородица - в основе, ну а потом власть - Царица Небесная. У нас этого нет, а итальянцы с большим удовольствием изображали коронование простой жены плотника в царицы небесные. Отсюда - трубадуры, менестрели, рыцари с розами. Дон Жуаны. А у нас Александр Сергеевич Пушкин с Татьяной Лариной и Машей Мироновой из «Капитанской дочки». Владимир Соловьев с Софией, Сергей Есенин - «Ты еще жива, моя старушка».
Tags: Питер
Subscribe

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 104

    Распрощались с матерью. У В. - рюкзак. В него сложили еду, бутылки с квасом. Себе оставил рюкзак пустой, легкий. В. никогда не возмущается подобным.…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 103

    Снились люди. Крым, Сочи - неясно. Просто пальмы, стрекочут цикады. Жарко. Вечереет. Окружили меня. Небольшую толпу возглавляет крикливая тетка в…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 102

    У станции «Петроградская» легкое столпотворение. Хотя половина одиннадцатого вечера. Впечатление: вываливаются из Супермаркета, расположенного на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments