i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Декабрь-январь 2015-2016 года. 80

В Москве богатеи склонны к двойственности: домашний уют сочетается с большими территориями, занятыми парками, садами. Уж если усадьба, то обширна, похожа на сельскую. Шехтель строил дома для Морозовых, Третьяковых, Рябушинских. Известен был и Кекушев. Старался Васнецов (церковка в Абрамцево, у Мамонтова). Шедевры - гостиница «Метрополь». Над фризами трудился Андреев, а великолепную принцессу Грезу - по Ростану - мозаикой выложил Врубель. Щусев обыграл Шехтеля на подряде по Казанскому вокзалу, но Шехтель, напротив, возвел здание-терем Ярославского вокзала.
На Западе, в Мюнхене, зародился необычный декоративный стиль. Бунтари сражались с академизмом. Группа «ухода» из Академии прозывалась «сецессион». Во Франции революционная новизна расползлась от замарашки Тулуза Лотрека (арт-нуво). В Испании - Гауди. Странные были ребята, словно склеенные из двух половинок. Примиряли буйную фантазию и действительность, усложнившуюся неимоверно с изобретением радио, телеграфа, электрического освещения, двигателей внутреннего сгорания. Арт-нуво, как короткий, но чрезвычайно буйный стиль, стал детищем новых материалов и инженерных приемов в строительстве. Всего 10-15 лет, но из этой жгучей смеси выросли первые чикагские небоскребы, Эмпайр Стэйт Билдинг и творения Ле Корбюзье.
Раньше всех надерзил инженер Эйфель с товарищами (изящная стальная радиовышка). В Англии научное знание (как и в Германии, Франции, Голландии) выросло из протестантизма. У нас раскол случился позже, в правление Алексея Михайловича (XYII век). Тяга к новому, революционному, научному пошла от старообрядцев (Морозовы, Третьяковы, Рябушинские). Вековое противостояние официозу, пронизанному иностранщиной, сформировало скрытную изворотливость, смекалку, склонность к быстрому, безбумажному оформлению сделок на огромные суммы. Честное купеческое слово. Москва, как источник принципиальных открытий в области разума и духа. Средь старорежимных садов, парков, вольных усадеб. Арт-нуво в Питере - иной. Скован классическим стилем. В конце XIX века, когда в Москве каждая богатая квартира являла собой «свалку стилей», в столице было чопорно, сухо, расчетливо. Геометрия, прямая линия противопоказаны модернизму. В нем внутреннее содержание выплескивается наружу, фасад соответствует убранству комнат. Вся конструкция модернового здания может оттолкнуться от пижонской детали - светильника, камина, люстры, даже дверной ручки.
В Питере все шло от фасада внутрь. Там, при наличии соответствующих средств, можно было и порезвиться. Доходные дома, прямые улицы, дороговизна земли, теснота. Широко использовался скандинавский стиль. В Москве - Шехтель, а в Питере - Лидваль. Москва: Кекушев, Питер - Минеги. Москва: Васнецов, Питер - Претро. Северные странные фамилии.
«Новая опера» на Галерной - дом Дервизов, богатейших людей России. На Галерную выходит весьма скромный фасад. Все строения - в линейку, одинаковой высоты. Солидно, но ничего особенного. Улица - каньон. Иду по этой лучевидной трещине, как путник на диком Западе по оврагу с отвесными скалами. Художественный руководитель театра Александров говорит: творим и экспериментируем в одном из самых красивых зданий старого Петербурга. Это - Дом, и обрели мы его недавно. Ребята в коллективе молодые, энергичные (подразумевается, что и сам Александров удивительно похож на эстрадного ветерана Добрынина, совсем еще не промах). Вот он, на афише - седой, не бритый, в шерстяной фуфайке морковного цвета.
Богатый дом, но выдающимся назвать нельзя. Много раз перестраивался с первой половины XYIII века. Последняя перестройка осуществлена в конце пятидесятых годов XIX века. Сначала жил здесь кабинет-министр при дворе царицы Анны Иоанновны, Волынский. Потом была Долгорукова, Вонлярский. В 1880 году вызывающе роскошный особняк приобрел железнодорожный магнат Фон Дервиз.
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments