?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Москве богатеи склонны к двойственности: домашний уют сочетается с большими территориями, занятыми парками, садами. Уж если усадьба, то обширна, похожа на сельскую. Шехтель строил дома для Морозовых, Третьяковых, Рябушинских. Известен был и Кекушев. Старался Васнецов (церковка в Абрамцево, у Мамонтова). Шедевры - гостиница «Метрополь». Над фризами трудился Андреев, а великолепную принцессу Грезу - по Ростану - мозаикой выложил Врубель. Щусев обыграл Шехтеля на подряде по Казанскому вокзалу, но Шехтель, напротив, возвел здание-терем Ярославского вокзала.
На Западе, в Мюнхене, зародился необычный декоративный стиль. Бунтари сражались с академизмом. Группа «ухода» из Академии прозывалась «сецессион». Во Франции революционная новизна расползлась от замарашки Тулуза Лотрека (арт-нуво). В Испании - Гауди. Странные были ребята, словно склеенные из двух половинок. Примиряли буйную фантазию и действительность, усложнившуюся неимоверно с изобретением радио, телеграфа, электрического освещения, двигателей внутреннего сгорания. Арт-нуво, как короткий, но чрезвычайно буйный стиль, стал детищем новых материалов и инженерных приемов в строительстве. Всего 10-15 лет, но из этой жгучей смеси выросли первые чикагские небоскребы, Эмпайр Стэйт Билдинг и творения Ле Корбюзье.
Раньше всех надерзил инженер Эйфель с товарищами (изящная стальная радиовышка). В Англии научное знание (как и в Германии, Франции, Голландии) выросло из протестантизма. У нас раскол случился позже, в правление Алексея Михайловича (XYII век). Тяга к новому, революционному, научному пошла от старообрядцев (Морозовы, Третьяковы, Рябушинские). Вековое противостояние официозу, пронизанному иностранщиной, сформировало скрытную изворотливость, смекалку, склонность к быстрому, безбумажному оформлению сделок на огромные суммы. Честное купеческое слово. Москва, как источник принципиальных открытий в области разума и духа. Средь старорежимных садов, парков, вольных усадеб. Арт-нуво в Питере - иной. Скован классическим стилем. В конце XIX века, когда в Москве каждая богатая квартира являла собой «свалку стилей», в столице было чопорно, сухо, расчетливо. Геометрия, прямая линия противопоказаны модернизму. В нем внутреннее содержание выплескивается наружу, фасад соответствует убранству комнат. Вся конструкция модернового здания может оттолкнуться от пижонской детали - светильника, камина, люстры, даже дверной ручки.
В Питере все шло от фасада внутрь. Там, при наличии соответствующих средств, можно было и порезвиться. Доходные дома, прямые улицы, дороговизна земли, теснота. Широко использовался скандинавский стиль. В Москве - Шехтель, а в Питере - Лидваль. Москва: Кекушев, Питер - Минеги. Москва: Васнецов, Питер - Претро. Северные странные фамилии.
«Новая опера» на Галерной - дом Дервизов, богатейших людей России. На Галерную выходит весьма скромный фасад. Все строения - в линейку, одинаковой высоты. Солидно, но ничего особенного. Улица - каньон. Иду по этой лучевидной трещине, как путник на диком Западе по оврагу с отвесными скалами. Художественный руководитель театра Александров говорит: творим и экспериментируем в одном из самых красивых зданий старого Петербурга. Это - Дом, и обрели мы его недавно. Ребята в коллективе молодые, энергичные (подразумевается, что и сам Александров удивительно похож на эстрадного ветерана Добрынина, совсем еще не промах). Вот он, на афише - седой, не бритый, в шерстяной фуфайке морковного цвета.
Богатый дом, но выдающимся назвать нельзя. Много раз перестраивался с первой половины XYIII века. Последняя перестройка осуществлена в конце пятидесятых годов XIX века. Сначала жил здесь кабинет-министр при дворе царицы Анны Иоанновны, Волынский. Потом была Долгорукова, Вонлярский. В 1880 году вызывающе роскошный особняк приобрел железнодорожный магнат Фон Дервиз.

Tags:

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner