i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. Декабрь-январь 2015-2016 года. 68

Дом Романовых не обделял себя изображениями. Не только цари и царицы, но и великие князья, дети, собаки, лошади. Обширна коллекция небольших картинок. Вешали не в тронных залах, а в покоях, спальнях, будуарах. Много профильных изображений. В большинстве случаев рамки овальные. Нечего тревожить царственные взоры углами. Царство спокойно - покоен и сон любующихся на портретики, перед тем, как заснуть. Портреты - поясные, прорисовка изумительная. Все те же: Петр, Анна, Елизавета, Екатерина, Павел-дитя. Обрамления образков - особое произведение искусства: малюсенькие цветочки, вырезанные из мягкой липы, виноградные лозы, трогательные листики.
Нескладные мужики закончились. Портреты царственных особ в полный рост. Стоят странно. Сама поза - символ. Руки приспущены, ладони отведены от бедер так, будто монарх приглашает пройти вместе с ним. Иногда указательный палец оттопырен, и человек в соболях на что-нибудь указывает: на новенькое здание Академии художеств, на Исаакиевский собор, полку с книгами или пушку, готовую выстрелить. Ножки-колбаски у мужчин обтянуты белыми лосинами, высокие сапоги блестят. Постановка конечностей напоминает первую балетную позицию, орденские ленты со звездами, шляпы-треуголки. На великих княжнах и императрицах такие обширные платья! Диву даешься обилию складок. Художники изощряются, кто лучше нарисует складки и богатый блеск материи. Сначала нужно поработать на власть, ее идеологию по госзаказу. Понравится работа - заплатят. Не понравится - подальше пошлют.
Докажи лояльность. Сначала «Ленин в Октябре», затем «Девять дней одного года». Тодоровский хотел быть хитрее всех - и под Ромма сработать, и рабочий класс прославить (фильм со странным названием «Никогда»). Там лысый Евстигнеев, ради дела, раздувает на кораблестроительном заводе трудовой конфликт. Не из вражеских побуждений, а во имя результата. Даже героиню фильма, жену Евстигнеева, искусствоведа из Эрмитажа, подобрал похожей на жену физика Гусева (Баталова). Получилась туфта, но заказ был отработан, и Тодоровский заработал право на «Любимую женщину механика Гаврилова». Даже Тарковский прекрасно поработал ради будущих «Соляриса» и «Сталкера», «Иванова детства». Не буду вспоминать Андрона Кончаловского с его большевиком - «Первым учителем». Великолепный мастер - скульптор Антокольский - получил возможность по костям черепа воссоздавать лица исторических персонажей, потрудившись на царский Дом. Беломраморные бюсты Марии Федоровны (красавицы датчанки), Александры Федоровны (покровительницы Распутина и жены Николая II) прекрасны, светятся изнутри. Женщины - как живые. А вот и сам Николай II. Белый, с добрыми, беззащитными глазами, в полковничьем мундире.
Изображение похоже на портрет Серова. Умницу и красавицу Марию Федоровну изобразил в простонародном. Создал портрет Алексея, страдавшего гемофилией и не успевшего стать взрослым. Интересна личность Каравакка (при всех недостатках - смелый мужик: Елизавету Петровну, юной девушкой, изобразил обнаженной, уподобив многочисленным спящим Венерам с картин мастеров эпохи Возрождения. Каравакк с обнаженной императрицей в стыдливой, старообрядческой, по сути, стране, совершил истинную революцию. Но после раздетой Елизаветы, столетиями, не позволяли изображать высокопоставленных дам в неглиже.
Груб и конкретен Петр Алексеевич. В центре зала большой плазменный экран. Воспроизводит Ассамблею времен царствующего реформатора. Диктор зачитывает Указ о том, как вести себя в ходе танцевального вечера: пить, но закусывать. Пьянство - не грех, а потеха. Кто выпил больше остальных, но на ногах держится - замечен будет. Признак силы, доблести. Не устоял - относят в сторону. Предписано царем отдельно складывать мужчин от женщин (чтобы, пробудившись, никто не попал в конфуз). Перво-наперво в помещении требуется найти нужник, чтобы дел срамных по углам не справлять, не блевать на диваны. Смерть от пьянства почетна. Упился, упал, проглотивши язык, захлебнулся - дело достойное.
Вновь возникло во рту ощущение бутерброда с икрой и белым хлебом. Нашел место. Что советовал, прежде всего, найти царь. Долго пил воду из-под крана.
Tags: Питер
Subscribe

  • Заметки на ходу (часть 619)

    Мама требует непременно посетить выставку художника Андрияки. Выставка акварелей размещена в Манеже. Миша решительно отказывается. Исходя из…

  • Заметки на ходу (часть 618)

    Земля обретает твердость. Знаю «на ощупь». На вокзале пытаюсь в фотолавочке сохранить сотни снимков, которые сделал в Париже, в Версале, в…

  • Заметки на ходу (часть 617)

    В Москве дождь. Мелкий, нудно сыплет, невидимый в темноте. В пассажирскую «гармошку» выходил последним. Прихватил книгу Стивена Хокинга «Мир в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments