Нескладные мужики закончились. Портреты царственных особ в полный рост. Стоят странно. Сама поза - символ. Руки приспущены, ладони отведены от бедер так, будто монарх приглашает пройти вместе с ним. Иногда указательный палец оттопырен, и человек в соболях на что-нибудь указывает: на новенькое здание Академии художеств, на Исаакиевский собор, полку с книгами или пушку, готовую выстрелить. Ножки-колбаски у мужчин обтянуты белыми лосинами, высокие сапоги блестят. Постановка конечностей напоминает первую балетную позицию, орденские ленты со звездами, шляпы-треуголки. На великих княжнах и императрицах такие обширные платья! Диву даешься обилию складок. Художники изощряются, кто лучше нарисует складки и богатый блеск материи. Сначала нужно поработать на власть, ее идеологию по госзаказу. Понравится работа - заплатят. Не понравится - подальше пошлют.
Докажи лояльность. Сначала «Ленин в Октябре», затем «Девять дней одного года». Тодоровский хотел быть хитрее всех - и под Ромма сработать, и рабочий класс прославить (фильм со странным названием «Никогда»). Там лысый Евстигнеев, ради дела, раздувает на кораблестроительном заводе трудовой конфликт. Не из вражеских побуждений, а во имя результата. Даже героиню фильма, жену Евстигнеева, искусствоведа из Эрмитажа, подобрал похожей на жену физика Гусева (Баталова). Получилась туфта, но заказ был отработан, и Тодоровский заработал право на «Любимую женщину механика Гаврилова». Даже Тарковский прекрасно поработал ради будущих «Соляриса» и «Сталкера», «Иванова детства». Не буду вспоминать Андрона Кончаловского с его большевиком - «Первым учителем». Великолепный мастер - скульптор Антокольский - получил возможность по костям черепа воссоздавать лица исторических персонажей, потрудившись на царский Дом. Беломраморные бюсты Марии Федоровны (красавицы датчанки), Александры Федоровны (покровительницы Распутина и жены Николая II) прекрасны, светятся изнутри. Женщины - как живые. А вот и сам Николай II. Белый, с добрыми, беззащитными глазами, в полковничьем мундире.
Изображение похоже на портрет Серова. Умницу и красавицу Марию Федоровну изобразил в простонародном. Создал портрет Алексея, страдавшего гемофилией и не успевшего стать взрослым. Интересна личность Каравакка (при всех недостатках - смелый мужик: Елизавету Петровну, юной девушкой, изобразил обнаженной, уподобив многочисленным спящим Венерам с картин мастеров эпохи Возрождения. Каравакк с обнаженной императрицей в стыдливой, старообрядческой, по сути, стране, совершил истинную революцию. Но после раздетой Елизаветы, столетиями, не позволяли изображать высокопоставленных дам в неглиже.
Груб и конкретен Петр Алексеевич. В центре зала большой плазменный экран. Воспроизводит Ассамблею времен царствующего реформатора. Диктор зачитывает Указ о том, как вести себя в ходе танцевального вечера: пить, но закусывать. Пьянство - не грех, а потеха. Кто выпил больше остальных, но на ногах держится - замечен будет. Признак силы, доблести. Не устоял - относят в сторону. Предписано царем отдельно складывать мужчин от женщин (чтобы, пробудившись, никто не попал в конфуз). Перво-наперво в помещении требуется найти нужник, чтобы дел срамных по углам не справлять, не блевать на диваны. Смерть от пьянства почетна. Упился, упал, проглотивши язык, захлебнулся - дело достойное.
Вновь возникло во рту ощущение бутерброда с икрой и белым хлебом. Нашел место. Что советовал, прежде всего, найти царь. Долго пил воду из-под крана.