i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. Декабрь-январь 2015-2016 года. 45

Пишут о прогулках и свиданиях. Едят или напиваются - описывают. Гашек помещал легендарного Швейка, то в пивную, то в грузовой вагон, то на передовую. Вымышленные герои болтаются по магазинам, валяются в кроватях, тяжко отходят от выпитого в КПЗ. Домашний уют и бытовые расстройства. Меньше отражают основное человеческое времяпровождение - трудовой процесс. Советские писатели пробел пытались заполнить - тот же Корчагин. Дрова. Лопата. Кайло. Узкоколейка. Интересно - Генри Миллер рассказывал о своих прыжках с одной жалкой должности на другую. И у Островского (как у Райзмана в «Коммунисте») труд не был спокойным. У одного - банды, у другого - отсутствие топлива и заскорузлость человеческой жадности. А Губанов, сквозь безразличие, страстно твердил: «Людям хлеб нужен». Были и «Бруски», и «Цемент», и «И это все о нем», и «Знакомьтесь, Балуев». Цеха. Заводы. Стройки. Мариэтта Шагинян накатала толстенную сагу о прокладке трубы (главное - люди, труба - вторично). На Западе Ларс фон Триер показал тяжкий труд в «Танцующей в темноте».
А началось с Гюго («Отверженные») и Золя. В России трудились много, тяжко, что вспоминать или писать о скучной рутине, о месте, где происходил процесс созидания материальных благ, боялись. У Алексея Максимовича был роман «Мать». О труде на фабрике там не много. В основном «борьба» Павла да бескорыстная помощь в этом деле его родительницы. Любил Горький бездельников («Игнат»), бродяг («По Руси»). Главная его книга о людях из прослойки, в которую упорно стремился попасть писатель - в среду разночинной интеллигенции, бездельничающей, по преимуществу («Жизнь Клима Самгина»).
Начальство знало - тяжел труд. Но он же - и основа всего. Без него - ничего и никак. Тот, кто ломал нашу страну, ломали хрупкую, поколениями возделываемую приверженность и терпение к тяжелой, скучной работе (сидение с цифирью, скачущей по экрану компьютера, - также тяжко, как и дежурство с ломом у раскаленной печи). Веселые рассказы о лихих прожигателях жизни (Остап Бендер) находились под строжайшим контролем. Позволили «Двенадцать стульев» - почти сто лет маленький романчик развлекает десятки миллионов людей. Потом действовали, используя кинематограф (Рязанов для разрушения основ нашего строя сделал не меньше, чем Рейган с враньем про «звездные войны»). «Служебный роман», «Берегись автомобиля» (вор, но романтик показан весьма симпатичным). Беспрерывно празднуют Новый год - «Карнавальная ночь», «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или с легким паром». Народу тяжело. Народу потребен отдых. Над производственными драмами потешались кинокритики, а цензоры в отчаянии кусали локти: пишут о фабрике, о молочной ферме, о механизаторах, но бездарно, не вкусно.
В жизни моей много неприятностей. Есть средство для выживания - труд. Рад, что М. сделан из того же теста, что и я. Изматывающая работа в аудитории, в классе (частная школа), в Союзе художников. М. говорит: «Устаю. Времени не хватает. Но тружусь в разных помещениях - Академия, школьный класс, мастерская на Песочке, напротив Крестовского острова. У Крестовского мастерская - лучше всего. Делаешь одно и то же - рисуешь, но в разных местах. День не поработаю, и рука сама тянется к кисточке, карандашу».
Вышли из Академии: «А еще, - добавляет М., - люблю мастерскую оттого, что там я один. От людей устаешь». От метро на Песчаную улицу идем неспешно. Морозец безобразничает, а снега нет. М. рассказывает о Лимонове. Тот недавно был на выставке, где выставлялась дочь одного художественного начальника. Дочка-художница - не очень. Но сделала портрет писателя. Вот он и приехал в Питер: «Совсем старый стал Эдуард. И белый, как лунь».
Tags: Питер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments