?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Окна мастерских, что идут по левой стороне коридора, выходят на Исаакиевский собор. Виден памятник Фальконе. Ленинград наполнен мрачной магией. Великий Карл Брюллов, приехавший преподавать в Академию в качестве профессора, в коллективе не прижился. Ростом он был малым, носил обувь на высоком каблуке. Каблуки с подковками. Брюллов шел, и все слышали цоканье его обувки. Вот по этому коридору, где стоим сейчас мы, он семенил быстрым шагом. Не выдержав холода, коллег и морозов, вновь уехал в Италию, а вскоре скончался.
В художественной среде постоянно интригуют. Но не это добило мастера. Холода, сырость, низкое серое небо и избыток света в июне как подачка городу за месяцы тьмы. «Холодрыга» Финского залива пронизывает, отравляет. Если человек, родившийся в Питере, не вдыхает отраву местных болот, то умирает.
В Италию Брюллов вернулся отравленный севером. Конные статуи в мире предлагают державных жеребцов и кобыл на четырех ногах. Питеру неймется: Аничков мост и знаменитый «Медный всадник».
Талантливая пиарщица Екатерина II беспокоилась о том, что делать с женой Петра, Екатериной I. Самолюбивая гордячка за номером «два» должна утвердить свое превосходство: Петр I - Екатерина II. Все, что «между» - оно и есть «между». Никаких баб (Анна Иоанновна, Елизавета Петровна). Мелковатые мужики (Петр II, Петр III). Нужен памятник. Необычный. В 1765 году поручает Голицыну (послу России во Франции) подобрать мастера. Предложены были: Фальконе (ученик Лемуана), Куст, Файо, Фасс. Императрица выбрала дерзкого Фальконе (тот настаивал на скульптуре, где конь вздыбился, а статуя держится на трех опорах - две задние ноги, хвост лошади). Четыре опоры Фальконе отвергал. Придворные (да и будущие знаменитости, тогда еще совсем юные Державин, Карамзин, склонялись к традиции). Но Екатерина настаивала на своем.
В 1766 году Фальконе явился в Санкт-Петербург, а через год модель памятника была готова. Французу помогала Академия. Бронзовая модель и предполагаемый вес монумента позволили сотрудникам определить мощь и величину постамента. Кому из «академиков» пришла в голову мысль об огромном гранитном монолите? Стали упорно искать камень с заданными параметрами. Громадина обнаружилась в 12 верстах от города. Семен Вешняков, крестьянин, нашел цельную гранитную скалу, слегка «поцарапанную» молнией (в центре гранита пролегла узкая трещина).
Екатерина сообщила о премии: 7000 рублей тому, кто придумает способ дотащить глыбу на Сенатскую площадь. Фази, придворный часовщик русского двора уверял, что его способ позволит приволочь камень за двадцать дней. Кто выдумал соответствующие механизмы - вопрос. Но в авторы идеи выдвинут именно часовщик (что довольно странно).
Екатерине и Бецкому (руководителю Академии) женевского часовщика «подогнал» Потемкин. Он занял как-то у часовых дел мастера четырнадцать тысяч рублей и не отдал. Расплачивался выгодным подрядом двора ее Величества.
А еще поговаривают, истинный автор был Карбури. Он «стырил» способ у простого кузнеца, а довел идею до ума городской слесарь Фюгнер. Система сложная - легкие, обитые железом, медные тележки не на колесах, а на шарах. Перемещаясь, камень пять раз тонул в болотах. Вытаскивали, волокли (упорно) на Сенатскую площадь. В 1771-ом году, в августе, «гром-камень» доставили на набережную. В пути его начали обрабатывать мастера-каменотесы.
Фальконе, в 1769-ом году, сделал конного Петра в натуральную величину из гипса. А голову исполина изваяла девица Каллот, специально приглашенная из Парижа. Чтобы статуя выглядела естественной, на «гром-камень» заскакивал по много раз в день лучший мерин русской армии. Конь делал множество попыток. Звали его Бриллиант. Художники из Академии зарисовывали каждый этап работ. Фальконе оплачивал работу рисовальщиков. Ему нужны были характерные особенности каждого этапа. Так он пришел к выводу, что высота монумента непомерна, и надо врывать гранитную глыбу в землю.
Работа всех измучила. Фальконе, вечно придирчивому и недовольному, отказали в отливке статуи из меди в натуральную величину. Обида была великая. Предложили отливку мастеру Гоору. Тот запросил много денег - отказали. А Бенуа согласился. Непосредственно литьем занимался русский мастер Хайлов. Раскаленный металл прожег гипс, медь потекла на пол. Из мастерской бежали все. Только удальцу Хайлову удалось остановить разгорающийся пожар, прекратить подачу меди.
Пришлось опять обращаться к Фальконе, а змею, которую попирает ногами петровский конь, отливал уже преподаватель Академии Гордеев. Полировкой и всадника, и коня два года занимались местные мастера. Наконец, в 1778 году Фальконе покидает Петербург. За работу он получил почти сто тысяч рублей. Сама статуя обошлась казне в 425 000 золотых рублей. Чуткий ко всякой мистике, Пушкин создал фантасмагорию «Медный всадник».

Tags:

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner