Кино - и творчество, и производство. В создании фильмов сконцентрировался главный недостаток рыночных отношений: непредсказуемость. Вбухали много - получили 0. Разорились. Крупные кинокомпании перекупают друг друга. «Двадцатый век фокс» берет «Уорнер бразерс». «Уорнер бразерс» кушает «Юнайтед артист». Революционные французы раньше Ленина знали, что кино, несмотря на финансовые риски, важнейшее из искусств.
Семь - цифра мистическая. Кинематограф - седьмой по счету вид искусства. Государство во Франции спонсирует «Гомон». А «Пате» - первая из кинокомпаний - разорилась. Италия - беднее, и дела с кино обстоят хуже. Немцы вовсе не способны снимать легкомысленные фильмы. Разорения экономик крупных государств частенько приводят к войнам. При производстве фильмов ценится чутье. Как и на биржах. Люди, что крутятся вокруг кинопроизводства, - творческие спекулянты образами. Американские боевики смотрит весь мир - вот вам рычаги управления многомиллиардными массами людей, эффективнейший (наряду с телевидением) инструмент достижения нужных результатов для деятелей с деньгами и властью. Но, пока есть национальные киношколы - страна ведет борьбу, сопротивляясь усилиям мирового правительства.
В Америке нахраписто стремились взять со зрителя как можно больше денег. Чаплины и Бастеры Китоны вырабатывали приемы массового воздействия на мозги обывателя. Люди особого чутья успешно формировали кинематографические жанры, приемы, типажи, сюжеты. Занимались пропорциями, в которых следовало «смешивать» снятое на пленку. Величайшее изобретение - система звезд. Последовательность следующая: живопись, фотография, кинематограф. Живопись исследует характер изображения человека и ситуации. Постоянное расширение анализа. Фотография - шаг в сторону движения (даже техники придуманы соответствующие). Кино - движение образа (пусть изначально без звука). Кинематограф значительнее живописи в двух аспектах: образ-движение и (что уникально!) образ-время. Движение активно разрабатывается, и вот актуализируется тема: движение тела (в том числе и животного), движение мысли. Все это накладывается на жанры.
Мировые кино-лидеры имеют свои отделения в разных странах. Придумали классификацию: очень дорогие фильмы (фильм провалился в прокате - разорилась фирма); недорогие киноленты, малобюджетные ленты. Голливуд, в 20-е годы был достойным среди равных: Франция, Германия, СССР держали хороший уровень, не уступавший Лос-Анджелесу. После войн - взлет. Пятидесятые-шестидесятые - упадок. Но со второй половины 70-х - снова подъем. Не буду распространяться насчет тела, но вот движение мысли, психологические движения (вплоть до извращений) продвинуло американцев далеко вперед. Предтеча - Стэнли Кубрик: «Космическая одиссея», особенно «Заводной апельсин». На Западе серьезный ученый зарабатывает популяризацией. Не успел отработать Кубрик, как появились Спилберг, Лукас, Земекис. Коппола - постарше, начинал с самых грубых форм движения тела (порнография), но прославился «Крестным отцом». «Апокалипсис сегодня» - великолепный фильм, но, он же и разорил собственную фирму Копполы. Успех Джоан Роулинг и фэнтэзи Толкиена (сказки для взрослых) - доведенная до примитива популяризация идей Эйнштейна о возможных искривлениях пространства и времени. Лукас как сел сорок лет назад на «космическую» тему, так и едет на ней до сих пор. Посмотрим, куда же этот фантазер приехал.