?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Трудный путь: на иконах судьбы человека нет. Там даже не судьба бога, а рассказ (в строгих рамках) о его жизни. Сотни людей сидели месяцами, прикидывали - каков Иисус был лицом. Естественно - благообразным. Таким (за редким исключением) и остался. Даже у Поленова: с грешницей - молодой мужчина, длинные вьющиеся волосы, бородка. Прошли века, и (за большие деньги) в иконописные сюжеты вставляют богатых купцов, землевладельцев, власть духовную и светскую. Школы, а уж из этих профессиональных сообществ выделяются уникальные мастера. Их не спутаешь ни с кем: Рафаэль, Босх, Веронезе, Тициан. Они, в лучших своих творениях, ведут рассказ о конкретном человеке: добро, зло, жестокость, нежность. На лицах женщин отражается любовь. В далекие времена зарождения гениев-индивидуумов их имена известны простолюдинам. Рождение каждой картины Боттичелли - городской праздник. С песнями, плясками. Дальше получилось странное: самые лучшие уходили в тень, а верх брали школы, кружки, направления. Так случилось в ХХ веке. Продолжается и в XXI веке. Федотов же - художник потрясающей индивидуальности.
Мы с В. переходим в противоположное крыло корпуса Бенуа и наблюдаем буйство «кружковщины». Виноградов, директор Русского музея, линейно смотрит на искусство. Академисты (великолепное владение основой - пластической анатомией) - критический реализм - салонная живопись - социалистический реализм - авангард. Он думает, что авангард, не лучше, но сложнее предшествующих этапов. Подобного рода деятельница, до недавнего времени, «рулила» в Третьяковке. Тащила всякую дрянь в основной выставочный комплекс в Лаврушинском переулке. Дамочку «нейтрализовали». А питерский Виноградов никак не уймется. Авангардом уже забит Мраморный дворец. Периодически «мусорят» в корпусе Бенуа. Дядя не понимает, что лобовая теория «прогресса» не подходит для изобразительных видов искусства, для музыки. Мне среди «авангардистов» (если их так можно назвать) ближе Петров-Водкин, Филонов. В нашей стране выше этих ребят никто в начале ХХ века «не прыгнул»: ни Попова, ни Гончарова, ни Малевич с его манифестами (Шагала поминать не буду: он, как и Кандинский, не особенно русский).
Как может быть красивое еще красивее! Наоборот: прекрасное в наивысшем выражении уже свершилось. Или прогресс в доброте. Добрый, а потом еще добрее. Жальче - и еще жалостливее. Для меня чеховский Ванька Жуков или Макар Девушкин подобрее Мишки Кошевого будут. В искусстве прогресса может и не быть. Тут часто все опрокинуто назад. Вернее, были вершины, а теперь все расползается по сторонам, как мороженое на солнце. Прогрессивными (и то недолго) могут быть отдельные направления человеческой деятельности: дизели автомобиля, мощность и надежность двигателя, спутниковые телефоны, атом как источник энергии. Основная жизнедеятельность расползется и высохнет. Вот и весь прогресс.
Любовь не переходит, с веками, в высшую, совершенную стадию. Ненависть есть ненависть, а любовь - она и есть любовь. Есть люди с «прогрессивными» идеями. Идеи завораживают. Создаются партии, члены которых не сильно отличаются друг от друга по степени приверженности. Чего же мы хотим от искусства? В современном мире оно стало более «партийным», чем политические организации. Если творец не принадлежит к нашей «банде», мы его изничтожим. Партийность живописи происходит от малограмотности, лени, наличия совершенных технических устройств. Никто не тренирует годами глаз и руку, мучая себя зарисовками черепов, берцовых костей и ребер. Плюют на историю живописи. Смеются над преподавателями композиции и мастерами цветовых сочетаний. Ценятся дурная фантазия, тупой напор, глупая энергия и фронда.
Мать-гордыня. Если творец нагл - хорошо. Осмысленных изображений нет. Чистые эмоции, воплощающиеся в тупых мазках. Как издевались над дураками великие! Ленин все писал про буржуазные извращения искусства. Но «партийцы» напирали: кубизм, футуризм, дадаизм и т.д.

Tags:

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner