i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Питер. Декабрь-январь 2015-2016 года. 32

Трудный путь: на иконах судьбы человека нет. Там даже не судьба бога, а рассказ (в строгих рамках) о его жизни. Сотни людей сидели месяцами, прикидывали - каков Иисус был лицом. Естественно - благообразным. Таким (за редким исключением) и остался. Даже у Поленова: с грешницей - молодой мужчина, длинные вьющиеся волосы, бородка. Прошли века, и (за большие деньги) в иконописные сюжеты вставляют богатых купцов, землевладельцев, власть духовную и светскую. Школы, а уж из этих профессиональных сообществ выделяются уникальные мастера. Их не спутаешь ни с кем: Рафаэль, Босх, Веронезе, Тициан. Они, в лучших своих творениях, ведут рассказ о конкретном человеке: добро, зло, жестокость, нежность. На лицах женщин отражается любовь. В далекие времена зарождения гениев-индивидуумов их имена известны простолюдинам. Рождение каждой картины Боттичелли - городской праздник. С песнями, плясками. Дальше получилось странное: самые лучшие уходили в тень, а верх брали школы, кружки, направления. Так случилось в ХХ веке. Продолжается и в XXI веке. Федотов же - художник потрясающей индивидуальности.
Мы с В. переходим в противоположное крыло корпуса Бенуа и наблюдаем буйство «кружковщины». Виноградов, директор Русского музея, линейно смотрит на искусство. Академисты (великолепное владение основой - пластической анатомией) - критический реализм - салонная живопись - социалистический реализм - авангард. Он думает, что авангард, не лучше, но сложнее предшествующих этапов. Подобного рода деятельница, до недавнего времени, «рулила» в Третьяковке. Тащила всякую дрянь в основной выставочный комплекс в Лаврушинском переулке. Дамочку «нейтрализовали». А питерский Виноградов никак не уймется. Авангардом уже забит Мраморный дворец. Периодически «мусорят» в корпусе Бенуа. Дядя не понимает, что лобовая теория «прогресса» не подходит для изобразительных видов искусства, для музыки. Мне среди «авангардистов» (если их так можно назвать) ближе Петров-Водкин, Филонов. В нашей стране выше этих ребят никто в начале ХХ века «не прыгнул»: ни Попова, ни Гончарова, ни Малевич с его манифестами (Шагала поминать не буду: он, как и Кандинский, не особенно русский).
Как может быть красивое еще красивее! Наоборот: прекрасное в наивысшем выражении уже свершилось. Или прогресс в доброте. Добрый, а потом еще добрее. Жальче - и еще жалостливее. Для меня чеховский Ванька Жуков или Макар Девушкин подобрее Мишки Кошевого будут. В искусстве прогресса может и не быть. Тут часто все опрокинуто назад. Вернее, были вершины, а теперь все расползается по сторонам, как мороженое на солнце. Прогрессивными (и то недолго) могут быть отдельные направления человеческой деятельности: дизели автомобиля, мощность и надежность двигателя, спутниковые телефоны, атом как источник энергии. Основная жизнедеятельность расползется и высохнет. Вот и весь прогресс.
Любовь не переходит, с веками, в высшую, совершенную стадию. Ненависть есть ненависть, а любовь - она и есть любовь. Есть люди с «прогрессивными» идеями. Идеи завораживают. Создаются партии, члены которых не сильно отличаются друг от друга по степени приверженности. Чего же мы хотим от искусства? В современном мире оно стало более «партийным», чем политические организации. Если творец не принадлежит к нашей «банде», мы его изничтожим. Партийность живописи происходит от малограмотности, лени, наличия совершенных технических устройств. Никто не тренирует годами глаз и руку, мучая себя зарисовками черепов, берцовых костей и ребер. Плюют на историю живописи. Смеются над преподавателями композиции и мастерами цветовых сочетаний. Ценятся дурная фантазия, тупой напор, глупая энергия и фронда.
Мать-гордыня. Если творец нагл - хорошо. Осмысленных изображений нет. Чистые эмоции, воплощающиеся в тупых мазках. Как издевались над дураками великие! Ленин все писал про буржуазные извращения искусства. Но «партийцы» напирали: кубизм, футуризм, дадаизм и т.д.
Tags: Питер
Subscribe

  • Не ко времени. 30

    Почувствовав с утра облегчение, долго гляжу на себя в зеркало. Ну и рожа! Тощий, бледный, края ноздрей обметаны черными струпьями – истерзанная…

  • ВИДЕОНОВОСТИ

  • Не ко времени. 29

    Корпус окружен парком. Чтобы в него попасть, нужно миновать контрольно-пропускной пункт. Пропускают автомобили персонала, «скорую помощь». Оказавшись…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments