i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Декабрь-январь 2015-2016 года. 28

В русских книжках про художества и науки спешат. Не успел Ломоносов поучиться на Западе, а уж объявлен универсальным гением. А как же Эйлер? Петр I был тороплив. Нужна промышленность - нате. Искусство - извольте. Города, не виданные ранее - вот вам города. А ведь всякая спешка - это неаккуратность и последующие переделки. Зачем ломали устои - не ответили. Разгадка - в Русском музее, да не разгадали еще.
У Каравака Петр смиренный, причесанный. Но у Никитина (одного из первых петровских западных пенсионеров) он суров, самодостаточен. Какой рывок от иконописи к откровенному индивидуализму! У Никитина вельможи - так вельможи. Выигрышно смотрятся. Потрясающий посмертный портрет Петра Алексеевича - умер, а грозная сила не слетела с лица. Главное, чему научил царь Петр страну - иметь имперскую гордость. Не хорошо, и не плохо. Державность русской знати завораживала Европу. Страна бахвалилась: вы, французы да англичане, на юге индейцев бьете, как куропаток. А мы так велики, что наоборот сделаем. Нам путь - на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. В Европе много людей неспокойных – «рванули» в Россию, а не в Америку. Почему немцы огромными поселениями переезжали в Россию, и даже Петр в любовницах имел Анну Монс, а в последних супружницах - немку? Великие люди из Европы приезжали, оседали на наших просторах, много полезного сделали. Отличие: другая культура. Ее и «вколачивали» в русские, украинские, белорусские, финно-угорские, татарские мозги. Иногда получалось. Но чаще приезжие превращались в стопроцентных русских. Шлифовали русскую культуру «снизу» - батогами, плетьми, каторгами - страхом земным. У Петра Алексеевича фантазии, а для мужика - смерть. Сколько сотен тысяч полегло в болотах по берегам Финского залива?! Дворян да бояр нерадивых палкой лупил, многих казнил лично (стрельцы). Русское православие в петровской «обработке» - опять страх. Двадцать первый век на дворе, а поскреби тамбовского мужика - вылезет лютый старовер. Людишки не святые были. В истории - коль быстро, то кровь. И боязнь в каждом, до печенок, а обратная сторона - безрассудная, нерасчетливая храбрость. А понаехавшие да завезенные иностранцы со своим уставом - в чужой монастырь. Сколько розог измочалено о спины русских пацанов немцами да французами за математикой, греческим и латынью! Никитина во Франции учили. Висит в Русском музее. Сколько слез парень пролил, как тосковал по родной матери, по милой стороне. Об этом здорово у Карамзина в «Записках русского путешественника».
За Иваном Никитиным - Рокотов, Левицкий (с прелестными смолянками). Нравится портрет Урсулы Мнишек. Боровиковский (бесподобна М.И.Лопухина). Угрюмов, Тропинин («Кужевница»), Кипренский (портреты Пушкина и Давыдова), Венецианов («Гумно») и - не Бруни, а великий Брюллов. «Автопортрет» Брюллова - картина посильнее, чем портрет старушки Рембрандта.
Внушительный ряд русских творцов. Но в основе-то - что? Европейская школа. Брюллов свой шедевр творит в Помпеях, а «Явление Христа народу» Иванов пишет в Италии, а думает о древней Палестине. Петр I - не только Никитин, но и Каравак, и Таннауэр. Хороши венецианец Джованни Гарсиа, швейцарец Иоганн Кселль. Люттекс из Брауншвейга (придворный живописец Петра II).
Матвеев - мастер не хуже Никитина - учился сначала в Голландии, затем в Риме. Вернувшись, Никитин и Матвеев вынуждены подчиняться Караваку. Франкарт из Гамбурга, Хойзер из Дерпта, Элиас Гриммель из Мемлингена, Кристоф Гроот из Штутгарта, Джерелеме Бон, Джузеппе Валериани, Антонио Перезинетти из Болоньи. Александр Захаров также учился в Амстердаме. Меркурьев, Иван Иванович Бельский, Петр Фирсов, Иван Титов. В пояснениях, что даются экскурсоводами, забывают упомянуть, что Федор Степанович Рокотов учился в Академии у Лоррена, Лагрене и Фонтенбасса. А что уж говорить о скульптуре! В общем – «поджаривало» и снизу, давили и сверху. Что получилось – все в Русском музее. Хойзен не хуже Аргунова, Фонтенбасс расписывал плафон для трапезной в церкви Зимнего дворца, а портреты Штенглина, Гокке, Шмидта можно считать русским искусством. Чтобы Левицкий с Боровиковским украшали залы западноевропейских музеев - представить трудно. У нас, в Русском, хоть Каравак висит.
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments