?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как прорвало: от икон (пусть и в Ушаковском цивильном исполнении) катастрофически резко перешли на картины. Хлынул поток (насколько возможно в начале XYIII века) портретов, пейзажей, бытовых зарисовок, натюрмортов. Брили бороды, меняли фасоны. Но среда! Здания, заводские помещения, целые производственные комплексы и - живописные полотна, скульптуры. «Проникновение» западных деятелей. Петр Великий насмотрелся в Голландии, Франции, Англии не только двухголовых уродов, но и насмотрелся в царских и вельможных покоях светской живописи. Если кто-то думает, что экспонаты Кунсткамеры (купленные оптом) никак не связаны с западными картинами и музыкальными пьесами, то ошибается. И в Кунсткамеру огромные очереди, и в Эрмитаж. Сам стоял.
Из первого путешествия на Запад Петр привез двух рисовальщиков да гравера Пиккарда. Кологривову, камергеру, поручил (после второго путешествия, когда обзавелся живописцем Данхауэром) скупать в Риме все стоящие картины, скульптуры, предметы прикладного искусства. В Амстердаме молоденький Петр Алексеевич сидит на аукционах, лично отбирает артефакты, приобретает в большом количестве чудные поделки.
Откуда Кологривов набрался знаний о западных редкостях? Кто русского царя приучил ценить западное? Мамки-няньки? Как в голове императора сложился лихой и смелый комплекс: не будет новой армии, флота, дипломатии, если в Летнем саду не будут находиться мраморные скульптуры из Италии, а в покоях сердечного друга Сашки Меньшикова ни одной западной прелестницы, нарисованной маслом, не будет? Метод известный: в Россию - Брюса и Боура, в Европу - смышленых парней. Учились быстро. «Липли» ко всему новому, чужому.
Узнав о царских увлечениях, наладились в Россию самостоятельно умельцы и без особых приглашений. Хоть и Русский музей, а факт: подкладка светского искусства в нашей стране - европейская. По молодости, быстро пробегал те залы музея отечественной живописи, где были расположены немногочисленные образцы западных мастеров. Но скульптурный портрет Александра Меньшикова, выполненный Растрелли, поражает изощренным мастерством. В углу - посмертная маска Петра. Отсюда, от этого мертвого лица, словно пружина, раскручивается духовно-материальная махина Михайловского дворца. Почему великий царь стал великим из-за того, что не в Индию поехал, не в Китай, не в Среднюю Азию? Отправился в край, который был враждебен России (хотя и был христианским).
Сидит Петр, обедает с мастерами на голландской верфи. Рабочая блуза, грубые сапоги, толстые штаны, шляпа. Ест хлеб с солью. Задумчиво смотрит на море. О чем думает? Вот Каравак - тоже в Русском музее. Сначала расписывал потолки в Летнем доме царя Петра. Самодержец на его портрете похож на смиренного папу, отягощенного мирскими заботами. Камзол. Волосы расчесаны на пробор. Усы не топорщатся, а покорно лежат тонкой полоской на тонкой губе. Будто стесняется, попав в богатый дом. А вот довольно ординарный портрет двух милых девчушек, будущих цариц - Анны Петровны и Елизаветы Петровны. Работы приглянулись, и шустрый гасконец становится придворным живописцем при императрице Анне. Знаменит тем, что с Анны Каравак не написал ни одного повторяющегося изображения.
Плафон в Большом зале Зимнего дворца расписывал тоже он. При этом умудрился изобразить царицу в образе симпатичных девушек аж в четырех местах. Каравак по основной профессии - миниатюрист, знаток ремесел. Руководил вышивальщицами, что украшали золотом бархат у герцогини Курляндской. Другие иностранцы завидовали. Говорили: императриц изображает почти что голышом, а позы неудачные, фон темный, грязный. Как иконописцы и староверы ненавидели французика! Каравак становится фигурой раздора. Бирон не выдерживает. Живописец впадает в немилость. О нем забывают. После смерти вдове определяют пенсию - 1 000 рублей в год.

Tags:

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner