i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Декабрь-январь 2015-2016 года. 12

В Рыцарском зале заставил В. встать напротив шерстяных чучел лошадей. Морды у них забраны стальными масками, а ноги всадников обхватывают лошадиные бока так, что бедра воинов приходится покрывать сталью с полукруглыми вырезами. На шлемах перья, и В., несмотря на нормальный рост, смотрится на фоне железных чудищ скромно. В зале есть копья, штурмовые, длинные, двуручные мечи. Больше всего мечей. Стилеты изощренно инкрустированны. Рисунок паркета мелкий, насыщен острыми разрешениями. Пол ощетинился, как и находящиеся в зале витрины с оружием. Нет сабель. Прямое оружие или подлые тонкие ножи, извивающееся, как змеи. У японцев мечи кривоваты, концы срезаны. И только когда шли по темно-зеленым залам, посвященным Персии, то видели настоящие, плавно (а иногда и очень круто) изогнутые сабли. Рукоятки персидского оружия обернуты шелковым нитями.
Круглые блюда, расчеканенные в мелкую вязь, и тонкие, зовущие, словно женщина, кувшины: тонкие, высокие горлышки и нежно-круглое тело сосуда. Персидские нелепые картины. На одной южане изобразили разгром русских войск. А вот чернобородый паша в высокой чалме и тяжелом негнущемся от обильной вышивки халате. Но даже персы с отрубленными русскими головами все же привлекательнее индийских героев Вед.
В Зимнем дворце не очень много византийского искусства. С древности иконописцами на Руси были греки, выходцы из византийских монастырей. Древняя Иллария, Константинополь, люди из Молдавии. От греков русские получали уроки правильных православных изображений. Несторовские хроники (до 1760 года находились в библиотеке в Кенигсберге) - довольно ценный памятник средневековой русской живописи. Совсем небольшой зал салатного цвета украшен византийскими изображениями святых, выполненных из мозаики.
По византийскому залу ходили старушки-смотрительницы, осведомляясь друг у друга, сколько осталось времени до закрытия. Одна говорила: «Сегодня Маша рассказывала - на Сенном селедку продавали по сто пятьдесят рублей. Для «шубы» подойдет и бой». Вспомнились разбитые стекла в мозаичной мастерской Ломоносова. Русский уникум готовил материал для мозаичных изображений. Тоже бой. И не по сто пятьдесят рублей. Селедка, измученная на рыбьих пересылках, и осколки мозаичных изображений, созданные в Древней Византии, стилистически никак не увязывались в одно целое. «Вкус», «стиль», «зритель». Созерцатель привередлив. Вольтер: «Знаток - это человек со вкусом. Он моментально распознает неистинность, эклектику. Ценитель давлеет к цельности и чувствует прекрасные моменты в произведении и погрешности. Происходит все автоматически, и произведение живо тогда, когда есть недочеты, ошибки, соседствующие с главным - совершенными моментами. Если предположить, что творение абсолютно, то оно и существовать не будет. Совершенный человек не способен лицезреть абсолютное. Однако, и со стороны мастера, и со стороны зрителя стремление к этому имеется. Но полного слияния не будет, а значит, произведение живет».
Хорошо, если элементов идеального в произведении больше, чем несовершенств. С В. несколько раз обходим единственное творение Микеланджело в России - «Скорчившегося мальчика». Мне эта небольшая работа нравится больше, чем флорентийский Давид. Уж больно этот царский приживалка хорош - как сливочный торт. А вот напряженная спина питерского мраморного парнишки жива каждой выпуклой мышцей. Стиль Микеланджело реалистичен, манера проста, как просты и понятны явления природы. У него совсем мало разночтений с потрясающей красотой природы. Буонарроти можно сопоставлять с иными мастерами - Донателло, Челлини. Знали: даже гений не может абсолютно соответствовать природе. Что хорошо, поскольку, хоть и несовершенно, это - человеческое. Это наш духовный дом. Мы в нем обретаемся.
В Эрмитаже, не только оппозиционно к уличному морозу, тепло. Тут свет особый: за окном темень, в залах борьба особого накала - свет, льющийся из люстр, героически сопротивляется теням, заползающим в каждый уголок. Драматично смотрится тревожно поблескивающее серебро в витринах. Редчайшее достижение. Есть «греческий вкус», «римский», «азиатский». Есть что-то во флорентийском или венецианском вкусе. В моменты зыбкой полутьмы становится явным «эрмитажный вкус». Во вкусе Зимнего - смотреть сквозь заиндевелые окна на сверкающую в лунном свете иглу Петропавловского собора.
Tags: Питер
Subscribe

  • Мелочь, но приятно

    С Главой Цивильского района Сергеем Беккером на дне Цивильского землячества, состоявшегося в Театре оперы и балета.

  • Мелочь, но приятно

    Участвовал в открытии Чемпионата Европы по футболу тотально слепых спортсменов. «Звучащие» мячи для слепых игроков в России не производятся, а…

  • Мелочь, но приятно

    Выставка №6.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments