?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В зеркалах, по некоторым сведениям, сохраняются отражения. Было несколько Зимних дворцов (основных - три). Ходим по третьему варианту. И неужели в его утробе, в темных уголках, в глубоких подвалах, не сохранился даже дух первоначальных строений? Кажется, музейные экспонаты под миллионными взглядами затерты до дыр. На самом деле, если бы существовала установка, наподобие инфракрасной, то виден бы стал весь липкий слой взглядов в несколько столетий, облепивший «Скорчившегося мальчика» Микеланджело. А уж на что была бы похожа «Мадонна Бенуа» - и представить страшно. Большие залы, от многочисленных взоров, не расширяются, а «скукоживаются». Не очень красиво, но это и есть «аура» культуры. Можно понять тех, кто, «урвав» кусочек артефакта, прячет его за семью замками. Только владелец, изредка, имеет право «оглаживать» чудо своими прогорклыми взглядами, овевать тяжелым дыханием.
Из Тронного зала с красным троном на кривеньких ножках попадаем в небольшое помещение, где висит не очень большое полотно ученика Леонардо. Христос, в обширной накидке, мускулистый, да и Мария, женщина не старая, с распущенными волосами, припавшая на колено, не дурна. Тут же старинная резная дверь и такой же комод, испещренный коричневыми фигурками.
Каким-то образом попал в залы французского искусства. Много Пуссена, а мне по душе знаменитая скульптура Вольтера, выполненная Гудоном. Потолки в зале, где стоит изваяние, подпираются расписными парусами.
Солнце пошло к закату, глянуло в продолговатое окно и осветило плащ знаменитого мыслителя. Показалось, лицо свободолюбца стало суше, а на лбу, над хрящеватым носом, появились новые морщинки. Золотые стены зала с камеями оглушали. Закатное солнце беззастенчиво разыгралось, отражаясь от стен, покрытых желтым металлом. Некоторые брошечки настолько малы, что в витринах выставлены увеличительные стекла на булавках. Только при сильном увеличении можно понять, что за лик изображен на камушке.
В «немецких» залах картины висят на серых стенах. Отчего германское вызывает отторжение? Холодное, сухое, мрачное. Замечательные немецкие живописцы вписываются в общий контекст, оставляют некоторую тень уныния.
Утонувший мальчик на резвом дельфине. Внушительные картоны предполагаемых картин и, за стеклянными дверями, выход в «висячий сад» Зимнего, где деревья в кадушках и без листьев, а копии античных скульптур скрыты под деревянными кожухами.
Солнце скрылось за крышу с торчащими статуями и бьет в синее небо прощальным потоком света. Переход. Помещение со шкафами с толстыми стеклами. Выставлен мейсенский фарфор тончайшей работы. «Вот это мне очень нравится, - говорю я В., - а то немцы оставляют в душе какой-то осадок. Здесь - весело. Как то полотно, на котором изображены русские войска, вступившие в Берлин в 1760-ом году. Генералы, гусары, привлекательные немки в чепчиках. Смотри - здесь пастушки в таких же чепчиках. Сельские сценки - народ пляшет».
Двойственное отношение дворянства к крестьянину - боится, готов пороть нещадно, вешать недовольное быдло. Тут же - слабость, заигрывание. Не грязный скотовод, а пастушок. Не навозная баба, а пастушка. Вот бы вся темная крестьянская масса состояла из милых, безобидных существ с флейтами и венками из полевых цветов! Какие грациозные лошадки, запряженные барочными каретами. Кофейники. Молочники. Блюдца и тарелки с сельскими пейзажами.
В каждом зале переспрашиваем: «Мы правильно идем в сторону выставки механических диковин?» Старушки-смотрительницы терпеливо указывают дорогу. Быстро проскакиваем зал за залом. Умудряемся не попасть в зал Рубенса и Рембрандта. Движемся узкими коридорами, уставленными резной средневековой мебелью, церковными фонарями, комодами. В витринах хитроумные замки с огромными ключами. Останавливаемся, стараемся осознать, как средневековый кузнец умудрился сотворить такое. Не в силах постигнуть хитрость мастера, перестаем пялиться, стараемся поскорее миновать запорные устройства с пудовыми ключами. Очень эти замки напоминают раздавленных крыс или кошек.

Tags:

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner