?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авангардисты укрылись на юге. Легки на подъем и на изменение взглядов. Малевич в конце жизни писал мастеровитые портреты. Эксперименты с «Черными квадратами» закончились. Кандинский - не Азия, но Германия (а там «накалялась» своя жара). Людям глубинного знания тяжелее. В Москве, Питере - академии, общества, кружки. На «философском пароходе» уплыла незначительная часть интеллигентных саботажников (225 человек). Тысячи «бойцов за индивидуальное счастье» осели в России. Сыновья церковных регентов, цековские недоросли, племянники академиков, дочери представителей дипломатического корпуса. Подобно юному Лосеву, они восклицали, что «полнота жизни», к которой нужно стремиться - проявление «абсолютного счастья». Для меня истина эта является в грубой форме («здоровая жизнь, когда тело не поражено болью, дышится легко - истинный кайф»). Тайные предпочтения - на стороне обывателей-идеалистов. Не понимаю, откуда неодолимое желание отстаивать коллективизм и все, что не связано с материальным расчетом.
В России 20-х годов действовал Психологический институт Челпанова, Религиозно- философское общество памяти Вл. Соловьева. Лосев «обитал» в Государственной Академии художественных наук (была и такая!). Кормились духовидцы в Комиссиях - музыкально-психологической - по форме, по изучению эстетических учений, по изучению художественной терминологии, по изучению музыкальной эстетики. Независимый от пролетарского государства там обитал народ! Добрая рабочая диктатура кормила до 1930 года. Столицы союзных государств. Там тоже духовидцы и пророки. Национальные окраины. Лосев исследовал миф, собрался выпустить серию книг по мифологии (а это 1918 год!). Бердяев, Трубецкой, Булгаков, Сидоров, Чулков, Дурылин (и их многочисленные ученики) дали согласие участвовать в издании энциклопедии мифа. Инициатор Лосев заявлял: «Миф в задуманном издании не должен быть оценен с партийных точек зрения. Только индивидуальная свобода мысли, как высшее наслаждение».
Никаких партийных точек зрения, а сам - поклонник Гуссерля.
Существование подобных традиций мысли (что самое важное) полностью опровергает примитивную идеологему, которую (думая, что это «бомба») заложили устроители выставки «Романтический реализм». Мол, сначала была мифотворческая свобода, а потом пришел грубый диктат идей. Боязнь того, что натворили. Идейная истерика «духовной» элиты России. Кинорежиссер Звягинцев «вопит» - «иссохла человечность». Когда я увидел «лицо» Толика Чубайса, то понял – нечему «иссыхать». Не было человеческого. Рожа, явившая беспощадный цинизм.
У Иосифа Хейфеца прекрасное кино «Большая семья». Герой фильма Журбин повторяет: «Пролетариат - могильщик капитала». Мощная мифология. Обратному - не бывать. Капитал не «похоронит» пролетариат. Временные укусы, отрыжка, разрастание прыщей. Прыщи - выдавят. Будет кровь. Но животворная. А пока кинофильмы «Елена» и «Левиафан». Сокуров с Арабовым «бьются в падучей». Ильич у них безжалостный рационалист («Телец»), а Мефистофеля забили камнями («Фауст»). Вселенский визг: открыта тайна, что человек изменил не только Богу (а они думали, что человек подотчетен черту). Человечишка, гад, наплевал и на самого черта, вырвался из его цепких лап. И что делать? Вновь в моде Булгаков, а кто-то «прильнул» к картинам Бродского и Дейнеки. «Территорию счастья» променяли на глумливые улыбочки Чубайса и Коха.
Лосев говорит: за всем есть мифологическое содержание. Например, электрический свет - скучен, мертв. При нем нельзя любить и исповедоваться. Но это - тот, кто видит за явлением мифологическое начало. Тот, кто «ныряет» в эту реальность, - недосягаем. Пушкин, в отличие от Тютчева, Луну недолюбливал. А Тютчев любил ночную таинственность. А что говорить о художниках! Жрецы цветовой мифологии. Собственность имеет мифологические корни («Царь Мидас»). Она убогая, страшная. Она мертва, как электрический свет голой лампочки. Отказавшись от свинцовой тяжести материального расчета, человечество расцветает. Людям оставят изолированные помещения для сна, а все остальное – для всех: великолепные дворцы, библиотеки, концертные залы, обсерватории, зимние сады, бассейны, стадионы, аэродромы. Будут летать огромные лайнеры, аэростаты. Стратосфера, Сам Космос распахнут объятия. Триумфальная эстетика станций московского метро. Транспорт - общественный. Никто в отдельности им завладеть не может. Архитектурные «мечтания» расположены в зале с красными полом и стенами.

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner