i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Москва. 28-29 ноября 2015 года. 41

Либеральные устроители экспозиции не удержались - социалистическую «территорию счастья» разместили в помещении, насыщенном серыми тонами. Авиация и дирижабли (через десять лет после Гражданской войны - свои) - словно в серых небесах. Праздники, встречи - в мутном. Новый человек бежит эстафету, ловит мячи, купается в речке - словно под грозовым небом. Когда говорят, что в Советской России секса не было, забывают о фактах: после революции - свобода. Значит, во всем. Чрезвычайная половая раскрепощенность (голое тело - оно и есть естественное и гармоничное). Составлялись списки - кто с кем спит. Верх бытового авангарда (Эйзенштейн, кстати, весьма любил этот «авангард»).
Но Ильич любил Толстого, не любил Достоевского. Словно пылкий гимназист довлел к Инессе Арманд. В общем (как и его певец Бродский), был типичный буржуазный тип: моя женщина, никому не отдам, сердце томится мутной тоской и звериной ревностью. Возникло редчайшее явление, порожденное революцией. Тесное сочетание половой раскрепощенности и аскетизма. Сексуальность была смело аскетична. Сдержанность - яростно сексуальна. Эта штука посильнее «Фауста» Гете.
Самый яркий живописец, отразивший это потрясающее явление, - Дейнека. У него люди голые, крупные, но воздушные, бесплотные. Они не ходят по земле, а летают. Обнаженка Дейнеки между Кустодиевскими пышнотелыми купчихами (аппетитными, как горячие булочки) и Пластовскими деревенскими матерями, кутающими под снегом дочерей после бани. Тут даже знаменитая Серебряковская «В бане» не сумела протиснуться. Потому, что Кустодиев, Дейнека и Пластов через голую натуру, словно электрический ток по проводу, пропустили «голую» историю.
Буржуазность - это изнеженность, беззащитность, униженность до грязи (Тулуз-Лотрек) нагого человека перед холодными ветрами истории. У Дейнеки обнаженность - сила, чистота, как главное средство перегибать непокорную историю через колено. Нынче - старый, дряхлый Тулуз-Лотрек. Нагота (в социальной перспективе) - без любви, без чувства. Нет страсти («Маша, ты что, выросла здесь?» - пошляк Нагиев). Есть механика и скучная физиология.
Рядом с Дейнекой - талантливейший Самохвалов. У Дейнеки - «Эстафета». У Самохвалова - «Физкультурница с букетом». Радостная, светлая работа Дейнеки «В Севастополе» (крутобедрая девушка в бикини - а написана 80 лет назад! - чего стоит!). Ответ Самохвалова - «На стадионе». В праздниках преобладает массовость.
После Гражданской войны нужно было «просохнуть» от горя и крови. Если торжества и изображались, то носили камерный характер. Траурная мрачность присутствовала (Филонов - «Пир королей»). Филонов - «потусторонний человек». Не только мастер, но и перфекционист, трудоголик, беспощадный «шахтер» подземелий человеческого духа. Житель темной стороны космического тела под названием «революция».
Чем дальше от войны, тем ярче проявлялась эстетика массового триумфа. Вездесущий Бродский с гениальной выучкой - «Демонстрация на проспекте 25 Октября» (так до войны с фашистами назывался Невский проспект). Имперсональность. Необозримое шествие. Каждая из десятков тысяч фигур тщательно прорисована. Взглядом можно охватить каждого - а лиц нет. Главный герой - шумная, веселая, яркая толпа. Кажется, тогда же Филонов написал потрясающую картину «Современный пролетарий». Тело человека еле просматривается, поскольку составлено из микроскопических (также тысяч и тысяч) геометрических разноцветных фигурок. Но силен и Ефанов.
Долго крутился вокруг впечатляющей работы «Встреча артистов театра имени К.С. Станиславского с авиаторами». За обильными столами - мэтры МХАТа. Горы фруктов и закусок, винцо, дамы в шелках и галантные летчики в стильных мундирах. Тут же вспомнился «красный граф» Толстой с полотна Кончаловского: запотевший графинчик, водочка в рюмке, курочка жареная, помидорчики и большущая баранья нога. Трудно представить Марютку из «Сорок первого» Лавренева за роскошным столом, в запахах мяса и духов, в окружении галантных, но уже советских, офицеров. Вот тогда-то и было положено начало крушения Советской власти. Организаторы выставки старались показать, что в современных условиях любовь к социалистической Родине - бессовестна, а получилась антология рассказов о семи мощных мифах в истории человечества.
Tags: Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments