?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Либеральные устроители экспозиции не удержались - социалистическую «территорию счастья» разместили в помещении, насыщенном серыми тонами. Авиация и дирижабли (через десять лет после Гражданской войны - свои) - словно в серых небесах. Праздники, встречи - в мутном. Новый человек бежит эстафету, ловит мячи, купается в речке - словно под грозовым небом. Когда говорят, что в Советской России секса не было, забывают о фактах: после революции - свобода. Значит, во всем. Чрезвычайная половая раскрепощенность (голое тело - оно и есть естественное и гармоничное). Составлялись списки - кто с кем спит. Верх бытового авангарда (Эйзенштейн, кстати, весьма любил этот «авангард»).
Но Ильич любил Толстого, не любил Достоевского. Словно пылкий гимназист довлел к Инессе Арманд. В общем (как и его певец Бродский), был типичный буржуазный тип: моя женщина, никому не отдам, сердце томится мутной тоской и звериной ревностью. Возникло редчайшее явление, порожденное революцией. Тесное сочетание половой раскрепощенности и аскетизма. Сексуальность была смело аскетична. Сдержанность - яростно сексуальна. Эта штука посильнее «Фауста» Гете.
Самый яркий живописец, отразивший это потрясающее явление, - Дейнека. У него люди голые, крупные, но воздушные, бесплотные. Они не ходят по земле, а летают. Обнаженка Дейнеки между Кустодиевскими пышнотелыми купчихами (аппетитными, как горячие булочки) и Пластовскими деревенскими матерями, кутающими под снегом дочерей после бани. Тут даже знаменитая Серебряковская «В бане» не сумела протиснуться. Потому, что Кустодиев, Дейнека и Пластов через голую натуру, словно электрический ток по проводу, пропустили «голую» историю.
Буржуазность - это изнеженность, беззащитность, униженность до грязи (Тулуз-Лотрек) нагого человека перед холодными ветрами истории. У Дейнеки обнаженность - сила, чистота, как главное средство перегибать непокорную историю через колено. Нынче - старый, дряхлый Тулуз-Лотрек. Нагота (в социальной перспективе) - без любви, без чувства. Нет страсти («Маша, ты что, выросла здесь?» - пошляк Нагиев). Есть механика и скучная физиология.
Рядом с Дейнекой - талантливейший Самохвалов. У Дейнеки - «Эстафета». У Самохвалова - «Физкультурница с букетом». Радостная, светлая работа Дейнеки «В Севастополе» (крутобедрая девушка в бикини - а написана 80 лет назад! - чего стоит!). Ответ Самохвалова - «На стадионе». В праздниках преобладает массовость.
После Гражданской войны нужно было «просохнуть» от горя и крови. Если торжества и изображались, то носили камерный характер. Траурная мрачность присутствовала (Филонов - «Пир королей»). Филонов - «потусторонний человек». Не только мастер, но и перфекционист, трудоголик, беспощадный «шахтер» подземелий человеческого духа. Житель темной стороны космического тела под названием «революция».
Чем дальше от войны, тем ярче проявлялась эстетика массового триумфа. Вездесущий Бродский с гениальной выучкой - «Демонстрация на проспекте 25 Октября» (так до войны с фашистами назывался Невский проспект). Имперсональность. Необозримое шествие. Каждая из десятков тысяч фигур тщательно прорисована. Взглядом можно охватить каждого - а лиц нет. Главный герой - шумная, веселая, яркая толпа. Кажется, тогда же Филонов написал потрясающую картину «Современный пролетарий». Тело человека еле просматривается, поскольку составлено из микроскопических (также тысяч и тысяч) геометрических разноцветных фигурок. Но силен и Ефанов.
Долго крутился вокруг впечатляющей работы «Встреча артистов театра имени К.С. Станиславского с авиаторами». За обильными столами - мэтры МХАТа. Горы фруктов и закусок, винцо, дамы в шелках и галантные летчики в стильных мундирах. Тут же вспомнился «красный граф» Толстой с полотна Кончаловского: запотевший графинчик, водочка в рюмке, курочка жареная, помидорчики и большущая баранья нога. Трудно представить Марютку из «Сорок первого» Лавренева за роскошным столом, в запахах мяса и духов, в окружении галантных, но уже советских, офицеров. Вот тогда-то и было положено начало крушения Советской власти. Организаторы выставки старались показать, что в современных условиях любовь к социалистической Родине - бессовестна, а получилась антология рассказов о семи мощных мифах в истории человечества.

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner