i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Москва. 28-29 ноября 2015 года. 34

Пол выстлан ковролином цвета темно-вишневой крови. Такого же цвета стены и столбы в Кносском дворце. Заглавная картина потрясает масштабами и мастерством. Работал гениальный ученик Репина Исаак Бродский - «II Конгресс Коминтерна. 1924 год». Ученик честен: зовет учителя в Москву, предлагает Илье Ефимовичу сносное (и весьма) существование. Ильич понимает: старые кадры. Без них ни электрификации (Глеб Максимилианович Кржижановский), ни монументальной пропаганды. Репины, Коровины не захотели работать на новую власть. Черт с ними (у Репина от беспрерывного художества в финской деревне отнялась правая рука). Коровин умер в Париже (слепой, нищий). Великая страна и новое время пережили мастеровитых (себе на уме) мужичков. Их заменили не менее мастеровитые. Кто упрекнет в бездарности Корина, Кончаловского, Юона, Бродского, Петрова-Водкина! Их, а не Серовых, подхватила волна истории. Перечисленные оказалась на гребне.
Много авангарда. До революции авангардистов-футуристов «серьезная» публика не понимала. Плотину прорвало: Малевичи, Родченко, Гончаровы, Хлебниковы, Маяковские и т.д. Ленин не любил Маяковского не из-за «вредности» взглядов поэта. Не принимал напористой игры с формой, цветом, звуком. Да еще Бурлюк. Кто рисовал Ленина? Бродский и Андреев. Жесткий модернизм в политике у вождя совмещался с традиционным подходом в стилистике. Съезды - во дворцах. Блеск люстр, белизна колонн. Флаги, вымпелы напоминают православные хоругви, епитрахили. Президиум с трибуной для выступлений - Древний Рим. Новый миф сотворить чрезвычайно трудно. Миф вечен, и человек навсегда (как паучок, «впаянный» в каплю янтаря) погружен в его твердо-желтую плоть.
Миф, словно живой, «дышит». Революция - взрыв. Его энергия расширила, раздула, растащила мифологическую «плоть». Он, оживший, увлек человека настолько же назад, что и вперед. Не об этом ли «Черный квадрат» Малевича: все расширилось до абсолютной черноты? Сказочник Шагал «комиссарил» в Витебске, а люди у него летают, как сказочные эльфы и феи. Удивительные зверушки говорят. Их глаза полны грустных речей, и от этого сердца наши наполняются теплым, детским чувством уюта. Так было с нами, маленькими, когда на ночь нам читали удивительные истории.
Декреты: «О земле», «О мире», «О полноте власти Советов» - древние мифы, дарившие миллионам обездоленных сладкую надежду. Юридические документы, а воспринимались они миллионами (как и всегда в России) душой, эмоционально. Поначалу Ильич хотел мировой революции. После двух лет эксперимента (история вождем воспринималась рационально - дипломированный юрист из Питера) проснулась российская натура. Субъект, в котором намешано шведско-калмыцких-чувашских кровей, решил: революция возможна в единственной, не самой развитой, но самой своеобразной стране на планете. Российские крайности ожили в Ульянове. Разношерстное русско-еврейско-грузинское окружение это проявившееся мультикультурное «ядрышко» приняло.
Строили социализм в одной стране. Территория эта с десятками национальностей была, как миф. Сдержать народы в единстве можно было только в «посудине» фантазий, как поднимающееся тесто. И рационализм - не прямолинейный, устремленный только в будущее, как стрела. Расползался чернильным пятном, являя и новое, и хорошо забытое старое.
Ленин понял двойственность нового мира: качели будущего-прошлого. Да, авангард. Но тут же, рядом с джазом и учебниками по западному марксизму - древние языки обретают собственный алфавит. Возникают литературные записи старинных эпосов народов Поволжья, Кавказа, Сибири, Востока. Ильич понимал - процесс «расползания мифа» необходимо ускорять. Спасение нового государства не в однонаправленности мифологизирования, а в скорости ее распространения. Точная мысль: «Из всех искусств, для нас, важнейшим является кино». Ильич, безусловно, был на стороне эстетики Бродского, а не мазни Маяковского в «Окнах РОСТА». Бродский же, прекрасный рисовальщик, поддержал кинематограф. «II Конгресс» выстроен кинематографично. Как и картина Петрова-Водкина «После боя». Лабас (с его дирижаблями), по сути, картины писал, словно квадрокоптер использовал.
Tags: Москва
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments