М.: «Я про изменение стиля. Не просто картины с изображениями людей, природы, театральными декорациями. Не просто память, а расширение фактов, их окраска, насыщение звуками. Воспринимать (и вспоминать об этом) - здорово. Важно, что Серов - не Врубель. Оцениваю по-своему, отлично от других, но ведь это и есть я, по-своему интерпретирующий то, что оставили творцы. Получается жизнь души, просто гражданин Серов, господин Врубель. Живая память клубится, как будто проскакал конь, а за саночками взвилось белое облако снега. Не просто «передвижники» и «модернисты», условно «Репин» и «Мир искусства». У передвижников - обнаженная донельзя этика. В «Мире искусства» - эстетика на первом плане, а мораль на втором. Небольшой кружок модернистов, в бытовом плане, аморален. Но он - следствие, ближайший родственник тех же передвижников. Какое гигантское расширение темы! Сколько возможностей для интерпретации, выводов, догадок! Лучшее, чем человек способен заполнить случайно выпавшие на его долю несколько десятилетий существования. Во-первых. Особенности пластического языка модернистов: декоративно-плоскостное решение композиции. Акцент на орнаментальную изысканность контурного рисунка, повышение роли цветового пятна. В 90-е годы, в портретах Серова, ничего этого еще нет, но роль цвета чрезвычайна. «Девочка с персиками» - фон светлый. Портреты Голицына, Горького, Познякова - на темном фоне, а в фигурах много острых углов. В портрете Морозова воспроизведение матиссовских мотивов. И, уже на нижнем этаже, или в эскизах к балету «Шехерезада», модернистские решения выпирают со всей очевидностью. Холодная гамма, стилизация художественных форм. И ведь я рассуждаю об этом. Это так увлекательно! Вот и жизнь случайная кажется не такой скучной. И самому хочется вот так же поиграть с «расширениями» реальных фактов. Так и время пролетит».
Я, с некоторой долей цинизма, подхватил: «Важно, чтобы памятных персонажей было в меру. Иначе жизнь набухнет, как грыжа. А она ведь, в основе, - сухая, серая вещь».