i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Москва. 28-29 ноября 2015 года. 28

К «могильным» фотографиям Серова пришел М.. Смотрел на сестер Боткиных, на жену Серова (а больше и не было никого). Задумчиво произнес: «Даже дурное творчество, если сохранится, со временем будет востребовано. Время удивительным образом «вытягивает» из пустоты «прибавочную стоимость» любой поделки. Обычная прялка, подставка для лучины, детская зыбка - сегодня ценность, разыскивают, помещают в музеи». - «Не из пустоты, - отвечаю я. - Плоть художника ценна. Вон она - в яме. Но сколько тем, людей, событий он успел «зацепить»! След его таинственного «коготка» на их коже. Они же входят в память о художнике. И в этом смысле творец жив. Это как с подставкой под лучину: тонкий чугунный штырь, на конце трезубец, в него всовывали щепку. Смотрит потомок на немудреное изделие, прикидывает - тысячи щепок горели, тускло светили, освещали, поколение за поколением, людей в льняных рубахах, голозадых ребятишек, стариков в овчине. За лучиной возникает образ полутемной избы. За ним высвечивает судьба изображенного. Память есть взаимосвязь, осмысленная со стороны. Умер князь Голицын. Умер Серов. Связь осталась. Некто Моляков вспоминает о Голицыне, о Серове, размышляет о связи двух людей, двух жизней. Неизбежны позитивные ощущения – оживает то, что зовем душой. Душа, способная одолеть себя - дух. Князь Голицын родился в 1847 году, скончался в 1932. Никто не репрессировал. А ведь став градоначальником московским, принял город с керосином и водозаборными фонтанами, а оставил с телефоном, трамваем, теплоэлектростанциями. За границу не уехал. Революцию принял. Большевиков не проклинал, перебрался в провинцию, в Богородицк, где и проработал до кончины библиографом Отдела народного образования. Все силы отдал внедрению книги в народную жизнь. Или Зинаида Юсупова, красавица. Успела на британский линкор «Мальборо» (прислал король Георг Y). Улизнула от новой власти вместе с усатым мужем. Вон, видишь, он, гордый, сидит на белом коне в Архангельском. Жили в Риме до 1928 года. Поле кончины мужа переехала в Париж, где и померла. Сын Николай застрелен на дуэли. Что стало с убийцей Распутина, Феликсом, уже не помню. Если бы не Серов, никто бы не знал о бульдожке Гюгюсе. Видишь, какой клубок навертывается?»
М.: «Я про изменение стиля. Не просто картины с изображениями людей, природы, театральными декорациями. Не просто память, а расширение фактов, их окраска, насыщение звуками. Воспринимать (и вспоминать об этом) - здорово. Важно, что Серов - не Врубель. Оцениваю по-своему, отлично от других, но ведь это и есть я, по-своему интерпретирующий то, что оставили творцы. Получается жизнь души, просто гражданин Серов, господин Врубель. Живая память клубится, как будто проскакал конь, а за саночками взвилось белое облако снега. Не просто «передвижники» и «модернисты», условно «Репин» и «Мир искусства». У передвижников - обнаженная донельзя этика. В «Мире искусства» - эстетика на первом плане, а мораль на втором. Небольшой кружок модернистов, в бытовом плане, аморален. Но он - следствие, ближайший родственник тех же передвижников. Какое гигантское расширение темы! Сколько возможностей для интерпретации, выводов, догадок! Лучшее, чем человек способен заполнить случайно выпавшие на его долю несколько десятилетий существования. Во-первых. Особенности пластического языка модернистов: декоративно-плоскостное решение композиции. Акцент на орнаментальную изысканность контурного рисунка, повышение роли цветового пятна. В 90-е годы, в портретах Серова, ничего этого еще нет, но роль цвета чрезвычайна. «Девочка с персиками» - фон светлый. Портреты Голицына, Горького, Познякова - на темном фоне, а в фигурах много острых углов. В портрете Морозова воспроизведение матиссовских мотивов. И, уже на нижнем этаже, или в эскизах к балету «Шехерезада», модернистские решения выпирают со всей очевидностью. Холодная гамма, стилизация художественных форм. И ведь я рассуждаю об этом. Это так увлекательно! Вот и жизнь случайная кажется не такой скучной. И самому хочется вот так же поиграть с «расширениями» реальных фактов. Так и время пролетит».
Я, с некоторой долей цинизма, подхватил: «Важно, чтобы памятных персонажей было в меру. Иначе жизнь набухнет, как грыжа. А она ведь, в основе, - сухая, серая вещь».
Tags: Москва
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Между прочим

    Очередной трудный разговор на планерке по ремонту школы №7 на Чапаевском поселке.

  • Между прочим

    С группой товарищей размышляем о том, как беспрепятственно доехать до гимназии №1, минуя школу №39 на улице Эльгера в Чебоксарах.

  • Между прочим

    Главный алтарь храма «Спаса на Крови».

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments