Серов создал множество графических произведений, рисунков, декораций к спектаклям, иллюстраций к книгам. Оформлял обложки дарственных адресов. Графика – как раз в нижнем помещении. Из главного зала, опять же слева, в бельэтаж поднимается дорожка, довольно широкая, забитая публикой. Там - архивные документы, подлинники писем, публикации в прессе, фотографии. Фотоизображение насупленного бородатого мужчины. Это и есть Валентин Александрович. Замечаю отодвинутый в уголок портрет громоздкого лохматого дядьки. Стоит за конторкой. Полутьма. Полки вокруг, то ли с книгами, то ли с бумажным хламом. Потрепанный сюртук. Тяжелый взгляд, мрачный вид. Одним словом, русский дядюшка Скрудж Диккенса. Узнал это выражение на фотографии самого Серова. А на портрете, задвинутом в угол - его отец. Композитор, музыкальный критик, а по основному месту добывания средств жизни, то ли почтовый, то ли железнодорожный чиновник. Соблазн творчества, а денег нет. Писали и музыку сочиняли помещики - Тургеневы, Глинки. Мелкопоместная хозяйка, мама Гоголя, высылала ему денег в Питер. Разночинная публика (и из ее среды - Валентин Александрович) рисовала, сочиняла, актерствовала на гроши. Питались скудно, одевались скромно. Бедствовали и у Серовых, и у Чеховых, и у Коровина. Получалось не то же, что у Толстого, а как у Достоевского. Пересечение творческих энергий. Проблема отцов. Про отца Ориген (отец христианской догматики) писал в хрестоматийном сочинении «О началах». От учения о Боге он переходит к учению о Христе. Получается, Христос - №2. №1 - Бог-отец. К тому же, в учении о Троице Ориген рассматривает единство Троицы не как внутреннюю жизнь, а как Действие. Разумно. Сказать о чем-нибудь можно только, увидев это «что-нибудь» в действии.
Оригена обвиняли в платонизме. В III веке н.э. люди были страстные. На пятом Вселенском Соборе его признали еретиком. Отец догматики, а сочинения уничтожались. Мученик Памфил с Евсевием (да и множество других) грудью вставали на защиту духовного наставника. Сложилось: Отец народа - народ, истина извне - истина изнутри. Любой вольный мыслитель «болтается» на кресте, решая проблему соотношения чувственности и разума.
Рубеж XIX-XX-го веков, с его возможностью манипулировать с солидной прибавочной стоимостью, дал возможность творить Челкашам с бойким пером, умелой кистью, растрепанными мыслями. Ориген первым из людей создал теорию веры, попытался нащупать правила существования души. Что получилось? Свара, длящаяся веками. Систематизация идеального человеческого продукта превратилась в весьма доходный товар.
Свами Вивекананда, индийский нищий, рано потерявший отца, прибывает в 1893 году в Нью-Йорк и начинает преподавание йоги. «Промывание» мозгов граждан страны со смехотворной историей и короткими мозгами. Успех оглушительный. Потом - Лондон. И там толпы поклонников. Учит: «Внешний мир дает лишь толчок, пробуждение, заставляющее нас изучать собственный ум; предметом нашего изучения всегда будет наш собственный ум. Падение яблока дало толчок мысли Ньютона» и т.д. Приблизительно в то же время Елена Ивановна и Николай Константинович Рерих дорабатывают «явившееся им свыше» учение Агни-Йоги. «Система Господня - вне обычая человечества». В Агни-Йоге все от некого учителя, извне. Разум - не источник, но средство уже существующей, активно раскрывающейся истины. В «Листах сада М.» Рерихи (из Нью-Йорка) советуют: «Даже спите чутко (это не вопрос окормляющих: «Когда же будет зов?!»). Изворотливость Рерихов симпатична: старая идея «фирмы - посредника»: высший разум - просвещение (Рерихи, Блаватская, Гурджиев, Вивекананда) - окормляющие. Не затратно, а прибыль (в данном случае - авторитет, признание, удовлетворение) прирастает. Новое время дает понимание: нематериальный капитал важнее материального (драгметаллы, индустрия, средства связи, энергетика, финансовые активы). Философия посредника цинична. Рерих: «Поговорим о смерти. Смерть - не больше, нежели стрижка волос, так же отдается материя». И еще: «Можно привлечь и удержать около себя высокие силы. Также явление самых низких духов может быть закреплено. Хотящий да получит». Современный беллетрист Веллер разум не очень ценит: «Разум есть психическое оформление «избыточности» человека и, субъективно обслуживая избыточность психических потребностей человека, объективно подчинен и служит увеличению преобразования энергии Космоса».
Портрет отца преследовал меня у каждой работы Валентина Александровича. Папа укоренился в сыне. И в Чехове пряталась тень отца. Во всех нас, мужиках, тоскуя и радуясь, помогая и вредничая, продолжают жить родители. Серов - экспериментатор? Чушь! Не экспериментировал, а пропускал через себя схему старика Оригена. Изломанную двадцатым веком. Вынужден был зарабатывать, как Рерихи, Вивекананда, реакционеры и революционеры. Огюст Дюпен у Эдгара Аллана По заявляет: «Мы превращаем случайность точных исчислений. Мы подчиняем непредвиденное и невообразимое научным математическим формулам». Не так. Таблетка анальгина для больной головы человечества. Захлебываемся в море тупости. Гениев не осталось, но возросло количество идиотов. Надо лишь уметь читать, чтобы прослыть ученым. И это хорошо. А иначе глупцами оказались бы мы, последний из могикан.