i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Москва. 28-29 ноября 2015 года. 17

Верхние этажи во дворцах попроще. Туда засовывали детишек с горшками, игрушками, грифельными досками, няньками, учителями и старыми дядьками-дворецкими. Два уровня комфорта: внешний (лепнина, позолота, ковры, картины – да только жить неуютно), внутренний (более важный, домашний). Люди выполняют за тебя механические действия, которые хозяин обязан выполнять, чтобы иметь человеческий облик. Выполнение этих обязанностей есть особый вид расчеловечивания. Ребенок-князь сам ночную рубашку не снимет. Ее на него наденут взрослые. И чулочки снимут и наденут. Башмаки завяжут. Задницу подотрут. За стол усадят. Будут смотреть, как малолетняя соплюшка корчит недовольные рожи. Раболепно повторять: «Ой, княгинюшка, ой, солнышко!»
Дело не в уродцах, что выращивались на верхних этажах. Их капризные рыла начистят позже, в семнадцатом. Речь о холопах, которые в пресмыкательстве видят смысл жизни. Трусливое раболепие - страшная болезнь. Она не только поразила мою страну (журналюги, писатели, певцы и музыканты, спортсмены и визажисты - челядь). Лизоблюдство насаждается, ширится. Человеческое - истончается. Плохое распространяется легко. Шаги же в обратную сторону тяжелы. Стоят больших усилий и никакой выгоды не имеют. Даже бедный человек - прогибается. Через неделю привыкнет к льстивым словам. По прошествии месяца позволит снимать и надевать штаны. Через полгода начнет орать на окружающих, посылать пороть их на конюшню и класть ноги на стол.
Свинство даже не объяснялось. Мы лучше, а потому надо и - все тут. Грамотность, владение языками и дорогим роялем - в оправдание. Мол, милашка занята, ей самостоятельно и домашних тапочек не надеть. Картины, музыкальные пьесы, театральные постановки - неизбежное сопровождение расчеловечивания высшего порядка. Кончается, как правило, безумием.
Висконти: «Семейный портрет в интерьере», «Леопард». Главный герой «Семейного портрета» - старый профессор в исполнении Берта Ланкастера, и стервозная маркиза Бьянка Брумонти (Сильвена Мангана). Профессор с ужасом видит тот «высший слой», который он, по сути, обслуживал.
Светло-желтые стены верхнего этажа, бедненькие рисунки на них (птички). Как и было обещано - все французы. Много Куртейля: «Отдых по пути в Египет». Вроде, французы не любят Россию (де Кюстин). Но сколько же их здесь рисовало, строило, сочиняло! Своеобразный способ завоевания? Можно ли Мариуса Петипа сравнивать с танковой бригадой, прорвавшейся к Питеру? Жан Тассель «Жертвоприношение Ифигении». Копия с Буше: «Сон. Пробуждение». На изящном столике скульптурка для украшения делового кабинета: «Арлекин».
Полы - не паркет. Широченные доски, светлые, ровные. Иду по ним, а они не скрипят. На мне зимняя куртка, а поскольку экспозиция не постоянная, а выставочная, то снимать нельзя. Расстегнул куртку, записываю из-под полы. Смотрительница замечает хитрость. Строгим голосом просит выключить аппарат. Обезоруженный, тепло одетый, подхожу к портрету «Луизы-Елизаветы» (мастерская Готье). Копия картины Греза «Девушка в чепчике». Огюст Бернон - «Амур и Психея». На консолях канделябры черные, с золотом. Луиза Виже-Лебрен «Портрет Анжелики Каталоны».
Снова наши богатеи: Жан Лоран Менье - «Портрет княгини Юсуповой». Опять Виже-Лебрен - «Княгиня Кочубей». Луи Прево - «Букет цветов». Жерар - «Урок музыки». Понравился Орас Вернье - «Турок и казак»: бешено несутся лошади. Острые сабли и казак в папахе, привстав в стременах, круто замахивается на турка. Тот - в страхе. Ему - несдобровать. Сейчас его голову развалят на половинки.
Темень парка обрушивается после цветных пятен картин, ощущается строго, торжественно. Некоторые деревья порублены, сложены в большие поленницы. Выходим на остановку 543 автобуса. Там женщина, что пропустила нас в усыпальницу Юсуповых. У нее большая темная сумка: «Ну, что, все успели посмотреть?» Мы утвердительно киваем головами, заскакиваем в подошедший транспорт.
Tags: Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments