i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Москва. 28-29 ноября 2015 года. 14

Мода тяжело разворачивается в архитектуре. Здание - не костюм или шляпа. Тяжеловесность сродни консервации - в свежем виде продукт есть невозможно, но, с голодухи да проперченное-просоленное можно скушать. В Москве кривые улицы, кособокие купеческие домушки. Поначалу - ужасно. Прошло двести лет. Над каждой развалюшкой дышат - не нарадуются. Новые строительные материалы, приемы, техника - мода в архитектуру проникает быстрее. Развернутость строения в прошлое ослабевает. Одно дело - разломать Волковы палаты. Труднее - комплекс «Звезда», созданный Бенуа в Питере. Уничтожьте новодел из стекла, бетона - ничьи сердце и память не встрепенутся. Вельможи при царях выполняли две вещи: отстраивались так, чтоб не стыдно было перед соседями, но не раздражали сверхвеликолепием монарших особ. Подмосковные ампирные особняки типа Архангельского - классический пример взвешенности и политической мудрости хозяев. По своему назначению - дача. Здесь семья жила, люди отдыхали. Лучше, чем у соседей (например, в Кусково или Останкино), но не лучше (и сделано это сознательно) Павловска или Меншиковского дворца в Ораниенбауме! Неповоротливость градостроительной моды - верный способ продемонстрировать уважение к монархическому принципу власти.
Внизу, в каменных сенях, надели войлочные чувяки, чтобы не повредить паркет. Но отчего-то гардероб не работал, и немногочисленные посетители поднимались в залы в верхней одежде. Сначала столовая. В левой стене продолговатое отверстие, ведущее в буфетную. В ней стены расписаны огромными пейзажами. Когда смотришь сквозь проем в буфетную, создается ложное ощущение, что проем в стене отсутствует. Можно вообразить, как к сидящим за столом людям выходят лакеи в ливреях, словно из розового утреннего леса.
Столовая иначе звалась Египетским залом. Канделябры поддерживали черные фигуры жрецов с вытянутыми по бокам руками. Головы и являлись подставкой под подсвечниками. На центральной стене опять Дуайен, полотно «Триумф Клавдия». По углам специальные посудные горки темного дерева. На полках старинные фарфоровые вазы из Японии и Китая. На них рисунки – изогнутые мостики, плакучие ивы, птицы с длинными хвостами, люди в цветастых халатах и соломенных широкополых шляпах.
В центре стол. Стулья с прямыми спинками в неоготическом стиле, украшенные резьбой. Гость, к примеру, ел без меры. Пил так же. Прямая спинка не дает осесть ослабевшему телу. Обжора, подпираемый стулом, вынужден сидеть прямо.
Стол располагает к пиршеству - круглый, дубовый. Стены светло-салатного цвета. На полу ковры в мелких сочных цветочках. Окна высокие, прямоугольные. Их переплеты четкие, строгие. Вслед за столовой - парадный вестибюль.
В дверях Овального зала мраморные волчицы охраняют вход. Животные выполнены в натуральную величину - белы, поджары. Рядом с одной из этих полусобак Валентин Серов изобразил одного из молодых Юсуповых.
Две ниши. В одной итальянские скульптуры - «Аур и Психея». С противоположной стороны - «Кастор и Поллукс». Двери в Овальный зал белые. Стены парадного вестибюля светло-серые. Присутствует и Зевс в виде лебедя (но без Леды). Два больших камина. Бывало прохладно: ведь напротив дверей в Овальный зал - главный вход во дворец. Между передней и Овальным залом небольшой коридор, из которого, по обе стороны, разбегаются две лестницы. Их «ленты» огибают два толстых ствола. В их круглых боках - две ниши. Сами они богато изрисованы листьями и цветами.
Помещение запоминается здоровенной люстрой. Стены - почти синие. Белые колонны. Когда зажигали все 132 свечи тяжеленного светильника, становилось светло, как днем. Николя де Куртейль работал в имении с начала XIX века. Его картину «Зефир и Психея» разместили в одном из простенков. Направо и - оказываешься в двух помещениях с размещенными в них великолепными каретами: позолота, резьба, поворотный механизм, малиновый бархат сидений, желтые кисти по углам извозчичьего облучка. Толстые стекла с ограненными краями. На дверках экипажа, по сусальному золоту, изображения цветов.
В стеклянных витринах вещи, которые необходимы в период длительных перемещений: складные туалетные столики, оружие, набивные трубки. Больше всего понравился рюмочный прибор: в бархатных гнездах ящика угнездился хрусталь рюмок. По стенам - взятые в рамку рабочие чертежи представленных в залах карет. Снимаю тайно из моего волшебного футляра. Но старуха-смотрительница замечает мою хитрость: «Не снимать!» - громко кричит она.
Tags: Москва
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments