Там, где должен располагаться алтарь, растянута на стенке, без рамы, широченная картина Дуайена. М. достал походный альбомчик для рисования, принялся выхватывать отдельные, наиболее удачные, фрагменты полотна. Я ходил кругами по небольшому залу с голубоватыми стенами. Коринфские колонны белые, капители покрыты сусальным золотом. Золота много, но строгий вкус художника Нивинского останавливал насыщенность золочения именно у той границы, за которой был бы перебор. Ниши потолка - золото, охватывающее синие ниши. Над самым их краем - лазурь, усыпанная мелкими звездочками, и золоченый диск (очевидно, символизирующий солнце). Оригинальная мозаика поля воспроизводила то, что возвышалось над ним: красное солнце в центре, серые лепестки лучей. Желтое пространство. Снова серо-голубые широкие полосы, охватывающие восьмигранник, в центре которого помещалось солнце. По углам этих полос - красные круги, в которых мальтийские кресты. Паруса под плафонами - нежно-салатного цвета. В центре каждого паруса стилизованные гирлянды цветов, изображенные в форме кругов.
В каждом углублении - небольшой фонарь на позолоченной цепочке. С самого центра купола, уже на длинной цепи, большая люстра. На круто выгнутых трубках - шесть раскаленных добела плафонов. Церкви здесь быть не должно.
Николай Юсупов был другом Вольтера, подолгу жил у него в замке под Парижем. Купив у Голицына Архангельское, принялся собирать живопись и скульптуру. 236 картин - великолепные копии и подлинники. Среди подлинного - Менгс, Перуджино, Давид, Риччи, Гвидо Рени, Веласкес, Тьеполо. Беломраморные изваяния Кановы («Амур и Психея»), «Купидон» Козловского. Библиотека на 3000 томов.
Особая страсть - театр. Архитектор Гонзаго специально для представлений построил просторный зал на 400 мест. Князь был баснословно богат. Достояние умножилось после женитьбы на родной племяннице князя Потемкина-Таврического. Не помнил всех имений. Записи о них имелись в толстой книжке. В каждой губернии - десятки сел во владениях влиятельного вельможи. Мог позволить дерзость. Александр I приехал в Архангельское с прусским королем Фридрихом Вильгельмом III. Князь с супругой были чрезвычайно учтивы. Но поесть гостям как следует так и не дали. Поехали в каретах и верхом на прогулку, и хозяин завез всех в болото, а потом долго и учтиво извинялся (с известной долей иронии) за неудачу.
Пушкин, побывав в парках сиятельного владыки (чье состояние было сопоставимо с царским), написал стихотворение «К вельможе». Бывали в чудных местах Карамзин, Вяземский, Огарев, Герцен - практически весь цвет русского культурного общества. Последним приезжал Николай II, и в честь императора Юсуповы закатили неимоверный по блеску бал.
Было что-то двойственное в богатстве Юсуповских имений. Дворец на Мойке. Феликс Юсупов (голубоватый молодой человек). В подвале дворца в Питере убивали Гришу Распутина. Прятал Феликс бриллианты (княжна имела к ним пристрастие, а князь - к старинной бронзе, дорогим безделушкам) в библиотеке, да тайник был открыт, бриллианты на многие миллионы рублей изъяты.
Издевательские шутки над монархами (мол, я побогаче буду). Этакий демократ-миллионер. Странная дуэль старшего сына.
М. закончил зарисовки. Мы выбрались из склепа, когда солнце село за черные деревья, оставив после себя голубой морозный холод. Пробежав мимо низенькой, пузатой церкви и памятника Екатерине второй, подошли, наконец, к входу в главный дворец.