i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Москва. 28-29 ноября 2015 года. 7

М. и его волшебные удостоверения - сотрудника Академии и члена Союза художников России. Он их в кассу, а ему льготные билеты. В залах дворца - выставка живописи, хранящейся в запасниках Архангельского. Отдельная экспозиция: Габриель Франсуа Дуайен. Жил на рубеже XYIII-XIX веков. Парижанин, а работал в имении на Юсуповых, владельцах имения при монархии.
Выставили огромное полотно художника «Андромаха защищает Астинакса» (конец Троянской войны, Андромаха уговаривает Улисса (Одиссея) пощадить ее сына Астинакса. Малыша любвеобильная мать спрятала в гробницу убитого мужа Гектора. Пацаненка воины Одиссея нашли, и бесстрашный воин и верный муж приказал швырнуть Астинакса со стены).
Отреставрированное полотно поместили в гробнице несчастного Николая Юсупова, юноши, покончившего с жизнью при весьма трагических обстоятельствах. Увидев объявление о выставке, М. плотоядно потер ладони, буркнул: «Сходим обязательно. Дуайен - мастер». Прошли через металлические вертушки, приложив к зеленым глазкам красивые билеты. Парк встретил родным карканьем ворон, высокими черными липами и широкой дорогой, ведущей к желтому дворцу. Снег падал лениво - неглубокий, мелкий, рассыпчатый. Морозец крепко прихватывал, а осевшее к вершинам деревьев солнце не давало ему разгуляться окончательно.
«Раньше люди, - рассуждал я, - непосредственно воспринимали мифы. Жили в полусказочной действительности. Египтяне, греки. Даже рациональные римляне. Хотя с римлян началось разрушение гармонии мифа-идеологии и быта-прозы. Сопротивлялось христианство, предложившее мифологию псевдобытовую. Мол, плотник и его сын - бродяжка и спорщик. В Палестине, на окраине Римского государства, подобных бродячих бригад, как и странствующих циркачей, было много. Этим и кормились.
Пришел век рационализма, пара и угля. Родился Сади Карно. Говорят - революция. Но вот Дуайен, да и вся Французская Академия - разве не революционеры? Они - зеркало, но не Русской, а Французской революции. Казалось бы, какое дело богатому французу (хоть землевладельцу, хоть промышленнику) до Одиссея и Андромахи! Ан, нет. Глубок вызов. Мы к себе в дом принесем не блаженную Деву, а голую Данаю. Или прямо-таки голливудские страсти выдуманной Андромахи. Заметь - сколько пошлой эффектности - мальчик, лежит, дрожа, рядом с трупом бати, соглядатаи выискивают мальчонку, мать рыдает, сатрап торжествует и зверски расправляется с дитем. Одним словом - гипс снимают, клиент уезжает. При этом высочайшее мастерство исполнения. В революциях Нового времени поражает сочетание откровенной пошлости и потрясающей мастеровитости. А тут еще обрусевший степняк Юсупов, потомок султана Юсуфа, владыки Ногайской орды. Юсуф имел трех сыновей. Старший, Борис, учился во Франции по велению Петра первого. Сын его, один из самых известных русских вельмож, учился в Турине. Европу ребята знали с изнанки. Чувствовали и прекрасное, и пошлое. Объективные западные наблюдатели отмечали необычайные способности тех русских, что из азиатов вышли - полководцы, коневоды, владельцы отар и любители соколиной охоты.
Друзья Российской империи «купались» сразу в двух водах: из дикой степи да в столицу. Из России – да в Европу. Имели возможность наблюдать бурление мастеровитой европейской пошлости со стороны, сами, не будучи в процессе. У них было куда отступить. У них была «своя» территория. Грамотно выхватывали наиболее ценные экземпляры из собраний обнищавших западноевропейских аристократов. Позже, то же самое повторили Щукины и Морозовы».
М. слушал молча, затем сказал: «По телику видал нового директора Архангельского. Неприятное впечатление. Шустрит и молодится. Собирается из Архангельского сделать новый Версаль. Глупость несусветная».
Tags: Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments