i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Москва. 24-28 октября 2015 года. 33

В переходах Центра международной торговли висят фотографии, на которых серьезные дядьки, еще в конце семидесятых, подписывают бумаги с важными зарубежными дядьками - Центру быть. Дело не в соцстранах. Для СЭВ золотая архитектурная пора наступила в конце шестидесятых. После Хельсинских соглашений и контрактов с западными дельцами необходимо было суперсовременное сооружение. В двадцатые годы крупнейшие архитекторы-авангардисты трудились в СССР (Ле Корбюзье). Потом - сталинский неоклассицизм. Модернисты ютились по фабричным окраинам, создавая более-менее пригодные для восприятия заводские корпуса. В войну и вовсе стало не до архитектуры. Рывок - восстановление страны после нашествия Гитлера.
Деревенскую молодежь, хлынувшую в города, необходимо расселить рядом с батареями центрального отопления, горячей водой и унитазом. И еще газовая плита. Все великолепие впихнуть на максимально ужатых пространствах, с высокой скоростью возведения.
Революция быта. В самый ее разгар я появился на свет. В хрущевках продолжают обитать восемьдесят процентов городского населения. Нетрезвый Ельцин решил приватизировать этот жилищно-коммунальный, рационально сколоченный, единый механизм, чем обусловил окончательное крушение жилищно-коммунальной сферы.
Революция семнадцатого - вопрос о земле. Грядущая революция - вопрос о «хрущевках». Центры мегаполисов оживляли стандартными школами, Домами культуры, стадионами, кинотеатрами. Но необходимы и «жемчужины» архитектуры, которые подтверждали бы величие державы. Сталинский стиль не подходил. Новая столица Бразилии, город Бразилиа, была сработана Нимейером. Основные моменты сработаны в стиле Нового Арбата. Здание СЭВ. В Ульяновске (гостиница «Венец», Ленинский мемориал). В СССР шестидесятых чувствовалось влияние европейского рационалиста Эриха Мендельзона («Коламбус-Хаус» в Берлине) и минималиста Вальтера Греппиуса (здание «Баухаус» в Дассау), Американец Гордон Буншарт (здание компании «Лавер Бразерс» в Нью-Йорке). В Крыму, в Артеке, стилистическое единство с постройками Ричарда Мейера, американца. Власть не могла позволить «выгибоны» в стиле Эро Соаринена (аэропорт в Айдлвиде, аэропорт Далласа в Виргинии) или Кевина Рота и Джона Динкелу.
Подходил Людвиг ван дер Роэ в усеченном виде (эффектные черные прямоугольники. Хорош был и Майкл Грейвс (он как раз в начале восьмидесятых построил «Хьюмана-Билдинг» в Луисвилле, штат Кентукки). Наши архитектурные мастерские предлагали варианты и покруче, но «сушеный» классик ван дер Роэ и весьма прижимистый, по сравнению с голландцем Грейвс, советскому начальству пришлись по душе больше. Парни из деревни быстро забыли, что Советская власть поселила их рядом с унитазом и газовой плитой (люди в толпе быстро все забывают, а еще сильнее не желают вовсе ничего запоминать). Зависть: в модерновых зданиях (построенных на «народные» деньги) ошиваются мужики и бабы в шикарных одеждах. Паршивые джинсы - и те дефицит. Огромная страна, отогревшаяся в горячих ваннах, выдохнула: «Мы тоже хотим красиво тусоваться». Отребье нашептывало завистливым: «Вы большего достойны».
Свершилась перестройка. Завистливых и глупых перестреляли в девяностых. Вирус стяжательства из мелкого воровства разросся в раковую опухоль и свалил с ног передовой класс общества - рабочий.
Хожу по желто-морковному ковровому покрытию супер-центра. Одна сторона здания поката, сработана полностью из стекла и стальных конструкций. Всегда думал: как умудряются сделать так, чтобы эта плоскость не протекала ни в одном месте? Гостиничные коридоры многоэтажки открыты, словно веранды. Между ними курсируют четыре стеклянных лифта. Всюду сигареты, перечеркнутые красными полосами. Кроме этих знаков, надписи: «В случае пожара лифтами не пользоваться». На первом этаже мебель, обтянутая белой кожей. В середине столб с набалдашником и стрелой, на конце которой посажен бронзовый петушок. Набалдашник снабжен четырьмя часовыми циферблатами, направленными в разные концы света. Петушок посажен высоко. Достигает уровня шестого этажа.
Tags: Москва
Subscribe

  • Москва. 27-28 октября 2018. 115

    «Много в человеке намешано. Как Верещагин не лопнул!» - чуть не вскрикнул П. У него звонит смартфон. Дурацкие позывные. Словно громкие поначалу,…

  • Москва. 27-28 октября 2018. 114

    «Никто из иностранцев не изображал смерть так страшно, как Верещагин?» - вопрошала О. «Никто. Лишь недавно их кинематографисты стали реалистичны,…

  • Москва. 27-28 октября 2018. 113

    Были стрелки-террористы, были художники карбонарии. Взрывы. Социальная ткань рвется. К середине восьмидесятых девятнадцатого столетия…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments