Внутри красных помещений железные машины. На старинных фотографиях рабочие-оружейники. Фартуки, бородатые, солидные лица с яростными глазами. Работницы в серых блузах и косынках. Хорошо работалось на фабрике «Красная нить», в Питере. Стоял грохот. Музыка XX-го века. Была жизнь. Фотографии «Трехгорной мануфактуры Прохорова», «Ситценабивная фабрика Э. Цинделя» на Дербеневской набережной, «Фабрика Московской Голутвинской мануфактуры среднеазиатских и внутренних изделий». Знаменитые кожевенные и обувные производства («Кожевенная и суконная фабрика товарищества «Алексей Бахрушин и сыновья» на Кожевнической улице). Много пищевых, кондитерских, пивоваренных заводов («Фабрика Эйнем» - позже «Красный Октябрь»).
Серьезные заведения: «Механический завод братьев Бромлей на Малой Калужской», «Металлический завод Гужона», «Завод Русского акционерного общества «Шарикоподшипник СКФ» и американское предприятие «Вестингауз». Красиво.
Сижу под серенькими тучками на знаменитой «Московской Баварии». Строение - краснокирпичная архитектура - здорово сочетается со стальными стволами артиллерийских орудий и корпусами грозных броненосцев. Чувствую запах масла, скипидара, керосина.
«Нефтянка» начиналась с аптек. Нефть использовали в качестве мази. Потом керосин. Рокфеллер и Нобель. Вычурные эклектичные особняки. «Пирожные», испеченные на нефти. 1911 год - Черчилля осенило: не уголь, а нефть. Бензин, как побочный продукт производства керосина, нужно не в канавы выливать, а заполнять двигатели внутреннего сгорания. Лапотная Россия оказалась лидером в мировой добыче нефти. Кавказ (Грозный), Каспий (Баку), Майкоп. Тут же вездесущий Рокфеллер.
Революция 1905 года. Джугашвили не глупее Черчилля. Империю «поджигал» на бакинских буровых. Гитлер рвется не в Архангельск. Ему нужна бакинская нефть. В Сталинграде его к запасам не пускают. Баки танков и самолетов пустеют. Война Гитлером проиграна.
Арт-нуво. Эклектика связана со смертью не непосредственно. Фабрики (стиль тот же, что и у особняка Морозова, но проще, грубее). Оружие. Нефть. Смерть. Неизбежность мировой бойни. Новое горючее, и двигатель внутреннего сгорания должны быть опробованы в деле. Только в России сгинуло десять миллионов человек. И - революция. Распад одряхлевших империй. Чувствуют запах трупов, в возбуждение приходит творческая «элита» - Дягилевы, Баксты, Добужинские, Бенуа (доходный комплекс «Звезда» на Каменноостровском), Сологуб, Белый, Ахматова, Блок, Саша Черный, Кузьмин, Бальмонт, Серов, Врубель, Стравинский, Цветаева, Брюсов, Ходасевич. Не отсюда ли молодой Маяковский? А Флоренский (хороший знакомый Льва Троцкого)? Эпохи - нераздельны. Всё вместе: музыка Скрябина, стихи Брюсова, Волошина, эклектика особняков и фабричных зданий, нищета ужасающая, неудачные войны, крахи, новое возрождение. Богатыри Васнецова - пролог милитаристских плакатов и, одновременно, реклама газеты «Утро России» и фабрики «Литер».