В кассе продали единый билет на посещение всех экспозиций (300 рублей). Но в «покинутом завтра» и там, где «нет времени» престарелые оппозиционерки не стали смотреть на странные кусочки картона. Теперь смогу положить билет в рамку под стекло не порванным.
В помещении кассы набрал проспектов, начитался сообщений, напитался информацией. Лидировали евреи. Положил в рюкзак рекламу детского центра при еврейском музее - книжицу с забавными рисунками. Понравилось сообщение: «У ребенка сто языков, и мы вас им научим». Курсы платные, в среднем четыреста пятьдесят рублей.
Роскошный проспект еврейского музея («Музея толерантности» - вроде как «мы вас не трогаем, ну и вы нас не беспокойте»). Музей размещен в конструктивистском Бахметьевском гараже (архитекторы Мельников и Шухов). Намерены обучить тайным кодам еврейского искусства, а также вскрыть суть отношений евреев и России (тут будто бы есть некие мифы). По мнению музейщиков, посетителя должны заинтересовать «зигзаги» еврейской судьбы. Все другие народы с их «зигзагами» помещены в этнографические музеи. Там и раскрываются взаимоотношения чукчей (к примеру) и русских. Здесь - особо. Есть некие тайны во взаимоотношении двух народов.
Сам «Винзавод», как видно, филиал еврейского музея. В кассе меня пригласили на выставку Анатолия Осмоловского (отнюдь не белоруса). Тот вознамерился представить «Авангардистскую канцелярию» в рамках «нового стандарта». Не Осмоловский породил мерзкую канцелярщину. Он - проповедник новых стандартов. На «Винзаводе» Осмоловский открыл институт «База». Там он - ректор, а Света Баскова - директор. Закладывать в мозги «базу» станут художники Бахорев, Клюшников, Саша Новоженова, Новиков, Кулик, Мавроматти. Срок обучения два года. След Осмоловского наблюдается во многих начинаниях: школа коллекционеров и экспертов, фотовыставка «Лучи из России».
Анатолия не было лишь в экспозиции «Журнал наблюдений» (Observation Journal). Там Сергей Кищенко, Анита Фукс, Реза Пернтхаллер выставили в странных сочетаниях архивные материалы и гербарии, собранные в многочисленных экспозициях научно-исследовательского института растениеводства им. Н.И. Вавилова.
Отоварился расписанием концертов «Балета Москвы». Поковырявшись в осколках зубов, мокрыми пальцами прихватил рекламу детского лагеря «Великое княжество», курсов паломнической службы «Радонеж» («От Синая до Соловков»), листочком мюзик-холла со знойной красавицей в представлении «Черная женственность», агиткой танцевальной студии «Воздух». Порадовался, что в стране сохранились умелые инженеры - полюбоваться чудесами техники звали на Зубовский бульвар.
Открывался фестиваль короткометражек фильмом «Новые русские - два». Сообщалось: увидим романтическую эротику, рассказывающую о непостоянстве красивых актрис. Центр Современных (непременно современных!) финансовых технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова зазывает на курсы «Оценка предметов искусства». На листочке изображено что-то пыльное. Чихнул. Кассирша вздрогнула. По сторонам полетели рекламные листочки: «Чайковский и мир» (музей его имени); ансамбль солистов «Новые русские» (Центральный музей музыкальной культуры); выставка «В присутствии автора» (музей «П.И. Чайковский и Москва»). Не удержался, снова чихнул. Полетело на пол объявление: «Российская премьера: Волшебные пузыри. Рождественское шоу Фан Янга».
Солидные проспекты галереи Эльвиры Шаровой «11. 12» никуда не улетели. Черно-белые, серьезные, с трудом выковырял с полочек. Кассирша: «Молодой человек! Вы больны. Нас заразите. Вы больны». Пытаюсь объяснить, что у меня перегородка износилась, дырявая, а она: «Еще чего! Что за подробности! Взяли билет? Уходите. Вот ваш проспект всех выставок «Винзавода». С красной книжкой проспекта оказываюсь за дверью. Накрапывает дождь.