i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Москва. 24-28 октября. 2015 года. 11

Выбираться из недр храма Троицы тяжелее, чем в него попасть. Женщины с младенцами и малолетними детьми накатывали волнами. Головной убор (круглую кепку) снимаю, но не крещусь. Кадила, ладан, бородатые мужики в клобуках и рясах не близки мне. Отдавая дань золоченой начинке подобных сооружений, ощущал безусловное единство изощренной резьбы иконостаса, поповских епитрахилей и витиеватых старославянских текстов, читаемых с амвона. Последовательность действий была ясна, проста, вбиваема тысячелетиями в головы верующих. Но я не человек тысячелетий. Мне легкость «совкового» быта ближе, поскольку она не мешает сливаться с природой, а не с выдуманными потусторонними сущностями. С природой бы разобраться - с реками, морями, лесами, горами, пустынями. Интересно, что процесс утраты обретенных знаний не менее важен, чем их обретение.
Хороша книжка Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать». Роскошь церковного убранства хитро маскирует первую часть произведения - «надзирать». Что касается второго слова - «наказывать», то мутные рассказы о райском блаженстве уступают в глазах серьезного человека перспективе «наказания». Знаменитый проектировщик французских тюрем Гару-Ромэн был неотъемлемой фигурой в истории революционной Франции. Он был не просто реваншист и контрреволюционер. Он являлся конкретным противником революции - строил вместительные и жуткие остроги. Конечно, этот «классик застенка» предусматривал маленькие помещения. Церковь также является практической «контрреволюцией». Можно сказать, что вся человеческая цивилизация есть стремительный рывок от наказания тела к закабалению духа. Христиане в этом процессе явление ключевое. Тело страдало, но пример молодого плотника соблазнял - наступит бессмертие духа. Его-то и не случилось, и мы скорбно наблюдаем уход от приоритета пыток к главной муке - закабалению души.
Церковь, ее внутренняя ритуальная жизнь страшны. Мне противны мужики с восковыми лицами, встающие на колени и целующие церковный пол. Меня пугает истовость женщин с «бесовщинкой» в глазах. Часовой механизм, беспощадное устройство, перерабатывающее страдания тела в душевные страдания. Не говорите о блаженстве, о легкости после молитвы. По ее окончании шестеренки цепляют за одежду, движение «из храма» затруднено.
Через боковую дверь вышел, оглушенный басом «доцента», во двор. Вышли и певчие. Мужчина, обладавший уникальным голосом, при дневном свете оказался краснолицым, щеки опавшие. Казалось, эти мешковатые, небритые ланиты держались на очках. Если б не очки, то они упали бы с влажным чмоканьем на землю. Столько страдания было в голубых глазах солиста! Дамы кудахтали вокруг страдальца: «Скорее, батюшка! - говорили они вышедшему вслед попику. - Валентину плохо. Вдруг - сердце? Кто же завтра заутреню стоять будет?» Попик шустро откинул дверцу внедорожника. Он и Валентин просунулись в салон. Что-то легонько позвякивало. Отвалился певчий с тем же страдальческим видом, но глубоко вобрав в легкие воздух. Кашлянув, он вздохнул с облегчением. «Вот и ладушки», - порадовался я за исполнителя песнопений.
Во дворе, слева, раскинулся некрасивый, приземистый, одноэтажный дом. Дальше сарай, маленький, с подслеповатыми окошками. Вокруг - кусты, беспорядочные, неухоженные. Сарайчик как будто покрыт паутиной. В открытую дверку скупо падал свет с улицы - лопаты, грабли, ржавая коса. Привычка - обходить строение со всех сторон. Сбоку у церкви деревянный пристрой, в нем блестящие металлические емкости. В полутьме возятся попики, клацают крышками фляг. «Святую воду привезли или как?» - подумал я. Голове стало прохладно. Надвинул кепку. Сзади храм также окружен оградой, а за ней густая растительность. За спиной здание МГУ, а прямо перед глазами - деревня, глухой поселок. По дорожке добрался до богатой могилы настоятеля Суздальцева. Он сед, с ухоженной бородой, с седой шевелюрой. Портрет вырезан на кресте из полированного мрамора коричневого цвета. Благообразный старик, возвратившийся из Штатов, почил недавно - в 2014 году.
Tags: Москва
Subscribe

  • Между прочим

    23 февраля 2024 года, Москва. Новая Третьяковка. Теплов Валентин Павлович, «Композиция». Часть пятая.

  • Между прочим

    23 февраля 2024 года, Москва. Новая Третьяковка. Теплов Валентин Павлович, «Композиция». Часть четвертая.

  • Между прочим

    9 сентября 2024 года. Несколько слов о реконструируемом аэропорту города Чебоксары.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments